Зашел у нас в фейсбуке диалог об Евгении Онегине и его месте в школьном курсе литературы.
Хочу поделиться с вами своими размышлениями на тему.
Школа у нас была гуманитарная. Да, не просто гуманитарная, а всем гуманитарным гуманитарная.
(вспомнились поездатые поезда, которые поездят и поездят по поездатым просторам нашей поездатой Родины). В общем школа у нас была гуманитарная, как те поезда.
Собственно, прошли мы весь стандартный курс школьной программы и еще 3 тонны сверху.
Сказать по правде, многое стерлось из памяти, и я не помню даже сюжета. Что-то начала перечитывать уже во взрослом возрасте. Что-то в планах на когда-нибудь перечитать.
Так вот Онегин, самых честных правил, как и его дядя, а вместе с ними Анна Каренина, Печорин и еще целый ряд прекраснейших людей своего времени никак в моем понимании в школьную программу не вписываются.
Что могут знать о страданиях замужней дамы по своему любовнику 15 летние дети?
Или чему хорошему могут научить парней Онегин и Печорин?
Тому, что девушка в общем, как разменная монета? Или тому, что ценность жизни друга не существует?
В 27 я на примере видела персонажей Мертвых душ. В 14 мне это казалось бредом.
Зачем включать в программу то, что в принципе не понять, а, главное, и не надо понимать, подросткам?
У нас что мало литературы по возрасту? Тех же, кстати, авторов.
Не надо говорить, что подросток может сам прочесть, если захочет доп литературу.
Подростки по 8 часов сидят за партой, потом еще делают уроки, готовятся к ЕГЭ и чем-то занимаются из спорта. Чтение не впихивается.
А в 30 читать подростковую литературу поздно.
До сих пор помню, как мы под партами читали рассказы Дины Рубиной. Временами смеялись прямо на уроке. Уж больно хорошо она пишет.
В школе нас приучали к библиотеке (звучит, как котят к лотку, но факт. Водили нас туда регулярно, чтоб привыкли).
Думаю, по задумке организаторов, мы должны были брать умное-светлое-полезное.
Однажды там мне в руке попался томик «Школы в Ласковой долине». История про прекрасных сестер-близняшек. Их приключения, учебу, первую любовь.
Я залипла. Бегала в библиотеку, как в школу, прочту менять.
До сих пор жалею, что так и не узнала, чем кончится. В библиотеке не было всех книг. А последнюю часть, где близнецы уже в колледже, вообще не переводили на русский.
Я понимаю, что это скорее мысли вслух. Мы вряд ли повлияем на школьную программу. Но я надеюсь, у меня получится показать детям, что книги есть не только про тяжелые взрослые страсти.