Ходят в интернете разные истории про цыганский ножевой бой, особые секретные формы ножей и прочую мистику. Что у цыганского народа «выработался веками исключительно древний и тайный метод фехтования», берущий корни не то в индийский боевых искусствах, не то в испанской традиции боя ножом. На это могу привести мнение самого что ни на есть настоящего цыгана. Причем достаточно боевого. Так вот, он говорил лет 20 назад, что разных цыганских родов множество и они очень отличаются друг от друга, а в жизни мало перемешиваются и даже стараются не пересекаться. Внешние формы быта схожи, но по сути – разные народы. То есть он в чужом цыганском поселке на другом краю райцентра чувствует себя иностранцем, совсем не понимает речи и обоснованно опасается проблем для внешнего вида и здоровья.
Поэтому передача каких-либо сложных знаний, техник и школ в таких условиях невозможна в принципе. А что действительно было – это передача в рамках семьи от отца к сыну нескольких простых и эффективных уловок, на крайний случай. Вроде пресловутого «цыганского» удара ножом, когда удар обратным хватом обозначается в лицо, а наносится в живот или грудь. Некоторые из этих приемов были широко распространены, а другие вообще были международными, не исключительно цыганскими.
С одной из таких уловок столкнулся лет пятнадцать назад мой знакомый хирург. Им привезли пациента с ножевым ранением шеи. Режущее ранение было нанесено ножом бритвенной остроты, прошло по шее и верхней части груди сверху вниз, но артерия задета не была и видимой угрозы для жизни не было. Раненый назвался цыганским бароном и заявил, что рану получил в результате внезапного нападения конкурента – другого такого же барона. Пациента заштопали и уложили в общую палату, невзирая на титул.
Однако в течение очень короткого времени барону захужело – рана воспалилась по всей длине, шею разбарабанило, сильнейший отек пошел на голову и на плечо. Врачи задумались – нужно было спасать пациента. Решили поговорить с самим бароном – что такое с ним происходит. Тот достаточно спокойно и отрешенно сказал, что всё равно помрёт и его не спасти. Потому что нож был отравлен – его накануне нападения враг длительное время вымачивал в экскрементах, чтобы даже небольшая ранка привела к воспалению и заражению крови. Это якобы в порядке вещей – все так делают испокон веков перед поножовщиной.
В итоге барона спасли. Заражение на раннем этапе задавили ударными порциями медикаментов, а потом спасенного потерпевшего выписали и отправили навстречу новым приключениям. Но удивление было большим. У нас в принципе безоружного человека ножом не принято бить, а еще и нож травить – это уже какая-то итальянщина в стиле Медичи. Может, у них и научились таким фокусам, мало ли где кочевали.
Как прокомментировал сам лечащий врач, на практике в отсутствие качественной медицины шансов выжить после ранения таким отравленным ножичком очень немного. Даже малый порез может привести к заражению крови и быстрой смерти. Кстати, хватает в сети сведений и про цыганский чудо-нож чури (ударение на последний слог). Характерной чертой его указывают изонутый профиль клинка и лезвие по внутренней стороне. Во-первых, насколько знаю, цыгане вообще любой нож называют чурИ. Как финны почти все ножи называют пуукко. Во-вторых изогнутый нож с лезвием по вогнутой стороне не исключительно цыганский – он удобен для всех, кто работает с лошадьми, т.к. им удобно подрезать копыта или что там еще коням подрезают, а форма клинка не дает поранить ногу животного, если конь начнет брыкаться.
Такой же нож в Советском Союзе делали и продавали как нож садовника, я носил такой мальчишкой, если другого не было под рукой. Очень удобный и если хорошо наточен – весьма эффективен для любых хозяйственных нужд, потому что длина режущей кромки увеличена за счет обратного изгиба, который еще и даёт дополнительный секущий эффект, когда клинок сам стремится впиться в разрезаемый материал. Примерно такой же эффект имеют непальские кукри и турецкие ятаганы, о своём опыте использования которых в мирных целях напишу пару слов как-нибудь в другой раз.