Словно снимали вчера, такое складывается впечатление, когда смотришь на эти яркие, цветные и действительно качественные снимки, а ведь сняты они полвека назад, в это даже не верится....
Осеннее утро Ташкента.
Ташкентские куранты в 1970-м году.
Помните, как по утрам по центральным улицам столицы ездили поливальные машины и воздух становился особенно свежим, как будто после утреннего дождя.
Одна из таких машин проехала по улице Пролетарской за пару минут до фотосъемки Георгия Зельмы.
Памятник Карлу Марксу. Старый добрый Сквер революции.
Открыли памятник 1968 году (архитектор Дмитрий Рябичев), а снесли ночью, в 1993 году, теперь на этом месте Тамерлан.
Площадь имени Фрунзе.
Центральное здание Педагогического института и знаменитые скульптурные композиции (в кадр попала одна из них).
Пединституту и скульптурам не повезло...
Классические образцы советского монументального зодчества были варварски уничтожены в июле 2016 года.
Уничтожили и исторический фасад здания (теперь у него совсем другой вид) , а сам институт отправили на Чиланзар в здание Педагогического колледжа. В это здании сейчас Университет Узбекского языка и литературы.
Авторы скульптур Ольга Коржинская и Ольга Мануйлова. Годы создания: 1941-1944 гг.
Площадь Ленина, старый памятник Ленину у здания Совета Министров Узбекской ССР.
Памятник Ленину на одноименной площади.
Был установлен 30 апреля 1956 года перед зданием Совета Министров Узбекской ССР. Работа скульптора М. Г. Манизера.
После землетрясения 1966 года была произведена коренная реконструкция площади в соответствии с генеральном планом развития города Ташкента. Реконструкция была завершена в 1974 году накануне празднования 50-летия Узбекской ССР.
После реконструкции площадь увеличилась в 3,5 раза.
Поскольку памятник В. И. Ленину работы М. Г. Манизера
не соответствовал новым архитектурным решениям ансамбля реконструированной площади, он был передан для установки в Самарканде, а на площади, в её геометрической доминанте, однако в некотором отдалении от бывшего здания Совета Министров Узбекской ССР в 1974 году был установлен новый, больший по размеру памятник В. И. Ленину работы скульптора Н. В. Томского и архитектора С. Р. Адылова.
Каскадные фонтаны у здания ЦК компартии Узбекской ССР .
Красивые здесь были места. После 1991 года закрыли доступ на эту территорию и всего пару лет назад открыли, состояние фонтанов среднее, но благодаря деревьям и Анхору, здесь по прежнему очень красиво.
Вид с балкончика гостиницы "Ташкент" на ЦУМ.
На крыше кафе "Ветерок", за ЦУМом дома, построенные украинскими строителями после землетрясения 1966 года. Данный массив должны были назвать "Украина", но этого не случилось, а жаль...
ЦУМ по прежнему работает, но людей в нём почти нет, он скорее похож на музей, а еще, в ЦУМе до сих пор, стоят те самые советские бирки для ценников, да и большинство продавцов остались еще с советским времён.
Кстати, дорога по которой едет "Волга" уже давно стала прогулочной зоной, теперь здесь растут ёлки. В последние годы закрытые дороги стали вновь открывать, но здесь это вряд ли случится.
Здание Дома моделей рядом с Саперной площадью.
Канны раньше росли на каждом шагу в центре столицы, сейчас их сажать перестали. Здание это нынче не узнать, здесь теперь то ли банк, то ли еще, что-то, а в основном здании теперь кинотеатр.
Мозаичное панно с изображением украинского поэта Тараса Шевченко с кобзой в руках на фоне героев своих произведений.
Расположено на территории школы № 110. К счастью сохранилось, несмотря на капитальную реконструкцию школы.
Автор - художник В. Куткин. Установлено в 1970-м году
Площадь Ахунбабаева. Улица Навои.
Здание института Узгипроводхлопок стоит по прежнему без изменений, справа за деревьями ГУМ.
Слева от фотографа Памятник Юлдашу Ахунбабаеву, он не попал в кадр.
В советское время его называли первым Президентом Узбекистана ( он был председателем Президиума Верховного Совета ), хотя такой должности в то время не было, в литературе и даже в некоторых учебниках он именно так и упоминается. Молодежь обычно негативно реагирует на такую подпись, а потом не верит своим глазам, когда им показываешь книгу советского периода с подписью "Первый президент Узбекистана Юлдаш Ахунбабаев"
Вот так озеленяли Ташкент в начале 1970-х. Улица Лутфи.
Когда-то пустынный Чиланзар стал одним из самых зеленых районов Ташкента.
Эти деревья, которым сейчас около 50 лет, дарят нам бесценный кислород и спасают от изнуряющей жары в летние дни.
Новое здание ТашГУ имени Ленина.
Смотрится очень современно и стильно, хотя построено полвека назад...
А кто узнает это место в Ташкенте?
А вот и сам автор!
Георгий Анатольевич Зельма. Ташкент. 1968 г.
Советский фотограф и фоторепортёр, фотокорреспондент Агентства печати "Новости" .
На заднем плане здание ЦК коммунистической партии Узбекистана.
Что мы сегодня помним о человеке, чья камера снимала жизнь узбеков 60 лет подряд? .
Родился в Ташкенте в 1906 году в семье Анатолия и Эсфиры Зельманович. Назван был Георгием в память о том, что его дед получил Георгиевский крест за храбрость, проявленную во время войны в Туркестане в середине 1870-х гг. Вырос у бабушки с дедушкой.
Частью его воспитания было ежедневное чтение газет с новостями о ходе гражданской войны в России.
К 20-му году с матерью и старшим братом отправился в Москву. Путешествие заняло 35 дней.
В 15 лет увлекся фотографией. Первый фотоаппарат старый Кодак, в котором использовались стеклянные пластины 9х12 см, — подарок друга семьи, писателя Ильи Эренбурга. В благодарность Зельма сделал портрет Эренбурга.
Увлечение фотографией Зельма превратил в профессию. Его первое рабочее место — ученик фотографа в московском агентстве «Руссфото», в чьи обязанности входило закрепление и промывание фотографий. Но вскоре хорошо зарекомендовавший себя начинающий репортер начал работать самостоятельно.
В 1924 году Зельма вернулся в родной Ташкент как собственный корреспондент агентства. Кроме репортерской работы, Зельма выполнял обязанности распространителя снимков агентства в местных газетах «Правда Востока», «Кзыл Узбекистан».
Зельма свободно, как родным владел узбекским языком — сказалось детство, проведенное в Ташкенте. Знание языка и местных обычаев давало ему доступ к сторонам жизни, неизвестным городским студийным фотографам. Зельму хорошо принимали в сельской местности. Он часто приходил на базар, покупал лошадь для поездок, и путешествуя верхом по кишлакам, начинал снимать фотодокументы об истории и жизни Узбекистана.
"Знание языка и быта узбеков, — вспоминал Зельма, — помогали мне проникнуть туда, куда другие проникнуть не могли. Я снимал все, как одержимый, все, что казалось интересным, чтобы показать жизнь Востока. Снимал и события, связанные с ростками новой жизни, — первые школы, ликбезы, женские клубы, праздники. Часть снимков печаталась в местной газете, а часть я отправлял в Москву, где они публиковались".
Его деревянная камера 13х18 и штатив с широким основанием весили более 18 килограммов. Снимать приходилось, накрываясь черным полотном, изображение на матовом стекле располагалось «вверх ногами», и приходилось воспринимать жизнь в перевернутом виде. За время, пока фотограф вставлял в аппарат кассету, персонаж мог уйти из кадра, и интересный сюжет терял героя.
"Со своей камерой, похожей на гармонь, с тяжелым штативом, с тремя двойными кассетами… выходил ежедневно на съемку в старый город… Возможности у меня были весьма малы и я сделал деревянный вкладыш в кассеты 13х18 для пластинок 9х12. Это было большим успехом… Но, боже мой, как мне приходилось мучиться», — рассказывал Георгий Анатольевич о своей работе спецкора «Руссфото» в Ташкенте.
С 1920-х годов в советской России началось «строительство новой жизни», государству была необходима мощная и доходчивая агитация. Одним из самых красноречивых средств пропаганды считалась фотохроника. Тогда и появляется новая профессия — фотокорреспондент. Зельма, который в эти годы был под влиянием идей русского авангарда, стал одним из первых.
К 1926 году были опубликованы его первые документальные фотографии. Портреты, снятые на крестьянском собрании, были напечатаны на обложке «Семи дней», иллюстрированного приложения к «Правде Востока».
Георгия Зельму, как все первое поколение документалистов, вдохновлял поиск новых возможностей для художественных экспериментов на фоне исторических перемен в Средней Азии. Основной темой репортера была история глобальных перемен: женщины сняли паранджу, религиозным традициям был брошен вызов.
"Работать фоторепортеру в Средней Азии было очень трудно. По законам шариата мусульманин ни в коем случае не смел фотографироваться. Но меня выручали знание узбекского языка и умение… играть на дутаре — национальном струнном инструменте. В любом кишлаке я прежде всего заходил в чайхану, брал в руки дутар и начинал играть. Дехкане с удовольствием слушали музыку, вступали в беседу, а потом я шел с ними на хлопковое поле, в их дома и начинал снимать.
Конечно, далеко не всегда все сходило благополучно. Одна из командировок едва не закончилась трагически. Я получил задание сделать репортаж об одной из первых сельскохозяйственных артелей. Но по дороге наткнулся на банду басмачей, был взят в плен и посажен под замок.
Спасла счастливая случайность. У моего напарника оказался «мандат», подписанный главарем другой, уже разгромленной и уничтоженной, банды. Несмотря на это приключение в стиле детективных фильмов, очерк о сельхозартели был сделан и опубликован на страницах местной печати", — так он сам вспоминал о своей работе.
Мастерство его быстро набирало силу, и с 1928 года на обложках «Советского фото» стали появляться его снимки, и в разных изданиях — репортажи и очерки: аксакал в наушниках, слушающий радио, или повисший вниз головой на турнике мальчишка-физкультурник.
Георгий Зельма был и военным фотокорреспондентом газеты «Известия». Работал на передовых в Молдавии, Одессе и на Украине.
Его самые известные военные фотографии сделаны во время битвы за Сталинград, где фотограф создал хронику боев за город. После войны Георгий Зельма работал в журнале «Огонек», а с 1962 года — в агентстве «Новости».
Фотографии Георгия Зельмы рассказывают о жизни той, советской страны: о ликвидации безграмотности, о первых колхозах, о героических мужчинах и женщинах, веселых счастливых пионерах, стройках мощных промышленных проектов, об изобилии производимой продукции.
Но ценность наследия, оставленного Зельмой, заключается именно в правдивости его фотографий. Они помогают нам понять человека того времени.
Источник биографии.
Спасибо, что дочитали до конца!
Понравилась публикация?
Поддержите нас лайком и подписывайтесь на эксклюзивные публикации о Ташкенте.
Мы в Facebook
Мы в Instagram
Мы в Telegram
Мы в Tik-tok
Внимание! Перепечатка публикаций (текст + фото) на других страницах Yandex-Дзен запрещена.
При использовании материалов блога в Интернете и соцсетях – обязательна прямая ссылка источник публикации.
Tashkent Retrospective © 2020 г.