Найти тему
Koltsova Snezhana

Никольский собор Николаевского Антониева монастыря в Слободе

Как купить тур он-лайн дешевле

При Николаевском Антониевом монастыре особенно примечательным является Никольский собор, который поражает своим внешним видом.

Сооружение Никольского собора произошло в 1480-х годах или в начале 1490-х годов, как предположили искусствоведы Салимов А.М., Булкин В.А., Выголов В.П. По поводу времени постройки Никольского храма существует еще одна версия, согласно которой он был возведен намного позднее 1490-х годов, а именно в 1550-х годах – данный вариант предположил Подъяпольский С.С. На сегодняшний день храм дошел до нас только в руинированном состоянии, цельными во всю высоту остались только три стены – западная, южная и северная.

Собор во имя святого Николая Чудотворца относится к числу самых древних православных сооружений, которые сохранились в Тверской области. Сведений о первоначальном виде храма почти не сохранилось, но известно, что он представлял собой необычайно своеобразный образец классического московского зодчества второй половины 15 столетия. Важно отметить, что Бежецкий Верх в то время принадлежал территориям существующего на тот момент Московского княжества. Для традиционной московской архитектуры характерна не только определенная строительная техника, но также и некоторые художественно-типологические своды, выстроенные из кирпича.

Никольский собор Краснохолмского Антониева монастыря представлял собой крестово-купольный трехапсидный четырехстолпный храм, оснащенный довольно внушительной световой главкой, а также малой главкой, расположенной над юго-восточным верхним углом четверика. Собор полностью выстроен из белого камня, только главка и своды выложены из красного кирпича. Все фасады собора разделяются при помощи лопаток на три прясла. Оформление входных проемов сделано в виде перспективных килевидных порталов с необычными полуколонками, сноповидными капителями и дыньками. Стоит отметить, что архитектурное оформление храма отличается некоторыми новаторскими для того времени чертами, в большей мере предвосхищающими зодчество второй половины 16 столетия: карнизный пояс, полуциркульный закомары, при этом поясок отделяет закомары от поля прясел. Примечательными являются сделанные в форме креста своды в расположенных с западной стороны ячейках и многое другое. Необычный вид собору придают отрезающие закомары узенькие пояски и своды с импостами, расположенные возле пят главных подпружных арок. Именно подобные приемы появились в столице во внешнем оформлении Успенского собора, а также других после него выстроенных сооружений, что стало результатом влияния итальянских зодчих. Есть предположение, что нововведения появились благодаря Салимову и Булкину – известных архитекторов, хорошо знакомых с итальянской архитектурой.