История самой младшей дочери Екатерины Гончаровой и Жоржа Дантес, Леони, переписывается многократно. Повторяют одни и те же фразы:
- И русский язык знала в совершенстве.
- И наизусть читала (тут название произведения Пушкина: то «Евгений Онегин», то «Капитанская дочка»).
- И отца своего ненавидела.
- А он упёк бедняжку в лечебницу специализированную.
И что-то там про обратку, прилетевшую барону в лице собственной дочери. А автор канала «Мой XIX век» предлагает подумать.
Справка о Леони Дантес
Третьего апреля 1840-го года в семье барона Жоржа Геккерна-Дантеса родилась третья подряд дочь, Леони-Шарлотта.
Одно из сильнейших разочарований и отца, и матери: ждали сына, надеялись, нужен наследник. Он появился через 3,5 года, но не стало Екатерины Николаевны Дантес, в девичестве Гончаровой. Осиротевших детей воспитывала незамужняя тетушка по отцу.
СМИ в 1899 году
История «ненужной» Леони-Шарлотты известна любителям Пушкина с конца XIX века. К столетию со дня рождения поэта оживились СМИ не только в России. 12 июня 1899 года в газете «Новое время» опубликовали интервью с единственным сыном Екатерины и Жоржа Дантес.
Что рассказал сын Дантеса о своей сестре Леони
Все сведения, которые можно сейчас прочитать о судьбе Леони-Шарлотты, – это пересказ того самого интервью. И отсебятина. Каждый пишущий для красного словца добавляет что-то к образу Леони.
Цитирую ее брата Луи-Жозефа: «умерла душевнобольной», «изучила русский язык», «говорила и писала по-русски получше многих русских», «обожала Россию и больше всего на свете Пушкина».
Во-первых, брат не сомневается в душевном нездоровье сестры. При этом хвалебных од отцу и барону Луи Геккерну не поет (приемный дедушка лишил его наследства).
Во-вторых, оценить знания иностранного языка может только тот, кто хорошо знает этот язык. Дети Дантеса русского не знали. Откуда характеристика «получше многих русских»? и не было ли это преувеличением ради красного словца еще тогда, в 1899 году?
Луи-Жозеф не может выступать экспертом в области знания русского языка.
С Леони встречался известный пушкинист тех лет, обожавший поэта настолько, что взял фамилию Онегин. Он отмечал необыкновенность девушки (изучала дома самостоятельно курс Политехнического института). Но если бы Александр Онегин отметил хорошее знание русского языка дочери Дантеса, то цитировали бы А.Ф. Онегина.
Пушкинист всего лишь сказал, что девушка необыкновенная.
Образование и самообразование дворянок XIX века – норма жизни
И может сложиться превратное впечатление, что только одна-единственная дама в XIX веке изучала что-то дома самостоятельно, и злой папенька упрятал ее в страшную больницу.
Увы, дорогие читатели, самообразование дворянок – обычное явление тех лет. Кто-то курс среднего образования получал, кто-то отдельные предметы. А что делать, если кроме институтов благородных девиц других учебных заведений для прекрасных дам практически нет.
Дочь Дмитрия Николаевича Гончарова пошла дальше всех: окончила университет, стала врачом. Женщин-врачей в России в конце XIX века было мало. Просто имя Е.Д. Гончаровой почему-то не афишируется. Кстати, кузены Гончаровы и Дантесы общались.
Изучение курса Политехнического института – тоже не сенсация. В России в эти годы сестра Дмитрия Менделеева изучает курс гимназии самостоятельно, по учебникам своих братьев. Были дворянки, которые увлекались математикой, книги выпускали. Примеры можете писать в комментариях.
В 1830-е годы будущая мать Леони, Екатерина Николаевна Гончарова, берет тетрадки с лекциями по риторике, самостоятельно изучает искусство речи.
О важности результата после предпринятых действий
Из небольшого интервью 1899 года, данного на французском, и ни разу за 121 год не переведенном повторно, раздули уже целую сенсацию. Рассказ брата о том, что сестра запиралась в своей комнате и учила наизусть строки Пушкина, превращается в Леони, которая ЗНАЛА НАИЗУСТЬ Пушкина.
Как говорил учитель географии в моей советской школе:
- «я учил» – что делал? – глагол несовершенного вида, действие не закончено и нет результата.
- «я выучил» – что сделал?» – глагол совершенного вида, действие закончено и есть результат, его можно потрогать, увидеть, услышать.
Баронесса запиралась в своей комнате и учила стихи своего дяди – не означает, что она знала наизусть «Евгения Онегина» или «Капитанскую дочку».
А в архивах сохранился подлинный текст того, что говорил Дантес-младший корреспонденту газеты И. Яковлеву? Слишком много сенсаций развалилось, когда знающие французский XIX века повторно перевели тексты.
Лирическое отступление: из советского детства автора канала «Мой XIX век».
В советской школе на первом уроке английского языка в 4-м классе учительница сразу же нам объяснила:
- Знать английский язык в совершенстве – значит, думать на нем также, как и на русском.
- Вы никогда не будете говорить как англичане: акцент убрать очень и очень тяжело.
- Чтобы выучить язык, нужно общаться с носителями языка долгое время. Желательно на постоянной основе, погрузиться в язык, т.е. жить в Англии.
А еще нам в советской школе рассказывали про дедушку Ленина, который в ссылке самостоятельно по самоучителю изучил английский, а потом в Англии общался.
Только когда СССР рухнул, процитировали целиком мемуары Надежды Крупской: Ленин-то общался с англичанами, только ни один англичанин ничего не понял из сказанного господином Ульяновым.
А может, были основания лечить баронессу Леони-Шарлотту Дантес?
Если вам хочется верить в то, что Леони Дантес-Геккерн, не имея в своем окружении ни одного русского человека, самостоятельно изучила язык своей матери В СОВЕРШЕНСТВЕ, - верьте.
Любой преподаватель иностранного языка подтвердит: это невозможно.
Тогда вопрос: а что тогда наизусть знала бедная баронесса? Что и как она читала?
Вы уверены, что она действительно читала тексты Пушкина, а не абракадабру, которую порождал ее мозг?
Можно обвинить Жоржа Дантеса еще в одном грехе: талантливую дочь упек в клинику.
Давайте рассмотрим все варианты: сенатор, человек, сделавший потрясающую карьеру во Франции, разбогатевший благодаря своим коммерческим предприятиям, - отправляет свою дочь в больницу. Этот факт не скрыть.
Барон Дантес ведь мог попробовать и другие варианты:
- отправить в Сульц, в родовой замок Дантесов, поместить во флигеле под присмотром врача. Сульц – городок маленький, 4 тысячи жителей.
- в деревню, никто и не знал бы о том, что Леони – фанатка Пушкина.
Почему клиника? И.Ободовская и М.Дементьев никогда не писали: Леони отправил в больницу ее отец. Цитата из книги: «Но нас нисколько не удивило бы, если бы ее запрятал туда Жорж Дантес, которого она обвиняла в смерти Пушкина».
Безусловно, что поместить в больницу мог только ближайший родственник, в данном случае – отец. Но напомню: брат в душевной болезни Леони НЕ СОМНЕВАЛСЯ.
Иногда вспоминают, что дедушка Леони, Николай Афанасьевич Гончаров, не был здоров.
В старости была со странностями прабабушка Леони. Но в молодые годы и зрелые Надежда Платоновна Мусина-Пушкина отличалась здравым умом и хозяйственностью. Изменения в характере произошли, когда уже внуки росли.
Мне кажется: бедного ребенка Леони-Шарлотту просто не любили. В отличие от двух старших сестер, она даже матери и ее любви к себе не помнила. #о дантесах и геккерне