Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента
9 мая 2014 года
Пролог.
Мы решили посетить Та-Прохм в первый день нашего приезда. Если учесть, что заселение в отель произошло в полночь, а очень ранним утром мы уже наслаждались восходом солнца в Ангкор-Вате, то затея посетить сразу после завтрака Та-Прохм выглядела несколько авантюрной. Но отдыхать было решено в самое жаркое время суток. Да и вообще, мы же сюда не спать приехали.
И вот уже предоставленный отелем автомобиль мчит нас в первую камбоджийскую сказку. Автомобиль не роскошь Билеты на трехдневное посещение комплекса Ангкор уже куплены ранним утром (40$ за билет). На постах проверки билетов сплошные комплименты типа “какие вы красивые" (вообще и на фото на билетах в частности). Выходит, зря переживали, что мгновенное фото у касс еще заспанных личностей, как-то не сильно правдиво отразило нашу красоту.
Сейчас, разбирая фото Та Прохм, удивляюсь, почему так мало? И как-то сумбурно. Не все, что поразило, осталось на фото. Поразмыслив, понимаю, что все-таки совсем не ожидали настолько многолюдного “низкого сезона”. Мы еще не научились лихо уходить от погони китайских групп. Поэтому многие фото получились с “китайским акцентом”, а многие просто не были сделаны по причине полной невидимости желаемого из-за “китайской стены”. И наш Та-Прохм по этой причине “пострадал”.
В дальнейшем мы адаптировались и очень мирно сосуществовали со всеми такими же обалдевшими от красот собратьями-туристами. Но для наглядности этой заметки все-таки пришлось попросить помощь друга-интернета. И, чтоб все было по справедливости, не наши фото честно обозначаю. Надеюсь, поймете и простите.
Через 15-20 минут мы уже на месте. Автомобиль отправляется на парковку, а мы дальше уже пешком с востока на запад. Не скажу, что это был осознанный выбор: нас просто так привезли – к восточному входу пятой стены ограждения Та-Прохма. Наверное, наш водитель, как настоящий камбоджиец, решил, что правильнее — от главного восточного входа, а не как идет большинство туристических групп — в направлении с запада на восток. Кстати, в интернете, в основном его и описывают.
Восточный вход главный почти у всех камбоджийских храмов. Но вот в Ангкор-Вате он с запада. В общем, гуляя самостоятельно по первому нашему храму Ангкора, после великолепного восхода в Ангкор-Вате (сам храм был уже после), в который зашли, естественно, c западной стороны, мы были в твердой уверенности, что идем по-интернетовски.
И только на родине, разбирая фото, почувствовали, что что-то не так со сторонами света. Немного покопавшись, разобрались. Поменяли ориентацию (маршрута) и все встало на свои места. Заодно было принято решение описать наш маршрут, привязав его к схеме храма для полной наглядности.
А это была только присказка. Сказка впереди...
Часть 1. Начало План нашего от пути от точки 1 до точки 3 с визуальными пояснениями. Желтым цветом обозначена как раз та территория, которую не часто показывают на планах Та-Прохма. А маленький черный квадрат — это "священная тройка галерей"
Итак, мы у восточных ворот пятой стены ограждения Та-Прохма. Здесь следует обратить внимание на надвратную башню-гопуру: “Над скульптурным поясом с изображениями деватов (полубогинь), смиренно склонившихся в молитвенных позах, возвышаются лики Авалокитешвары (владыки взирающего)”. Оригинальная гопура храма не сохранилась. А “новую” сделали в 13 веке. Она хоть и на “столетие с хвостиком” младше самого храма, но впечатляет. И сделана точно по образцу единственной сохранившейся гопуры западной стороны. Фото из интернета. Восточная гопура пятого ограждения (13 век). Вот как раз здесь на нас "напали" малолетние торговцы сувениров. "Чудом ушли". Деткам отказать было почти невозможно, а тащить с собой кучу сувениров туда и обратно по жаре, ой, как не хотелось. Но, спасаясь бегством, не сделали своих фото.
Фото из интернета. Западная гопура пятого ограждения (12 век). Здесь мы вообще не были (не дошел ход). Привожу для сравнения западного оригинала с восточной копией.
Кстати, надо подготовиться к “атаке” разновозрастных торговцев сувенирами и оставить покупки на потом, когда надо будет возвращаться из храма (зачем таскать с собой лишний вес). Мы именно здесь на обратном пути купили шикарную книгу обо всех храмах Ангкора всего-то за 12 долларов. Правда на русском не было, но и на английском неплохо. Подробно изучать ее начали только на родине. И в ней, как оказалось, прописан именно маршрут “с востока” по Та-Прохму. Очень помогло при написании заметки. Гид по Ангкору. 240 страниц, 350 иллюстраций. 12$. На всей территории Ангкора только ленивый местный их не продает. А путеводитель классный. Советую.
Дальше по довольно широкой и удобной дорожке идти до следующей 4 стены ограждения храма. Когда-то мощная пятая латеритовая стена ограничивала территорию размером 600 на 1000 метров, на которой по сути существовал настоящий город с населением более 12 тысяч человек. Наши первые 500 метров по территории этого исчезнувшего города. Вокруг только джунгли. "Только небо, только ветер, только радость впереди". Прогулка по аллее "туда", не смотря на жару, была легкой. А вот назад уже тяжеловато. Но тут уж ничего не поделаешь. Автомобили дальше пятого ограждения храма не пускают.
Большинство планов Та-Прохма ни джунгли между 5 и 4 стенами, ни саму 5 стену даже не показывают. Это не удивительно, потому что все достояние Та Прохма заключено в “священной тройке галерей” в центре комплекса. Там на площади всего-то 100 на 100 метров неимоверное количество древних чудес, к которым мы собственно и стремимся.
По дороге слушаем пение птиц, шуршание листвы и дышим даже утром жарким воздухом ( +37, по ощущениям +43). Если решите повторить наш маршрут, обратите внимание на музыкантов на обочине. Они инвалиды гражданской войны или пострадавшие от противопехотных мин в мирное уже время. Можно послушать их игру и дать немного денег. Но и это лучше оставить на обратный путь. Кстати, около музыкантов единственные на всем пути стульчики. Когда вы уставшие будете двигаться назад, они будут очень кстати. И отдохнете, и музыку местную послушаете, и людям немного деньгами поможете.
В конце дороги попадаем на очень большую террасу, вымощенную песчаником, расположенную перед восточной гопурой четвертой стены ограждения храма. Легендарные гиганты Та-Прохма на террасе с восточной стороны четвертого ограждения храма. В коллаже большое фото из интернета. Малые поясняющие фото свои.<p>
Табличка около первого гиганта сообщает его имя — “Тетрамелес нудифлора”. А в интернете читали про шелково-хлопковые деревья, фикусы и баньяны. Но… что написано пером… А баньян – это вообще не имя, а стиль жизни. Так называют все деревья, образующие из ствола и ветвей воздушные отростки, которые, достигая земли, укореняются и превращаются в новые стволы. Так что и тетрамелес и фикус – баньяны. Тетрамелес так тетрамелес. А "нудифлора" означает "голоцветковый". Ничего не напоминает? Нуди... пляж... (небольшое отступление для тех, кого утомляет ботаника)
А фикус с некрасивой приставкой “душитель” сразу нашелся тут же на террасе. Настоящее дитя тропических джунглей, где земля настолько влажная, что семена просто сгнивают, не успевая прорости, а так необходимый малышу-деревцу солнечный свет заслоняет листва взрослых деревьев. Поэтому легкие семена фикуса с помощью птиц и ветра поселяются в трещинках коры взрослых гигантов. Новорожденный фикус тут же выпускает множество воздушных корешков, которые устремляются к влажной и плодородной земле, причудливым кружевом оплетая дерево-хозяина. Такое красивое, но жестокое "кружево"
По большому счету он не душит дерево-хозяина, а “всего лишь”, набрав силу, забирает у него пищу своими многочисленными окрепшими корнями и солнечный свет своей кроной, поднявшейся выше дерева-хозяина. И в результате внутри процветающего фикуса оказывается погибшее дерево-хозяин. Вот такой он, суровый закон джунглей.
В 15 веке после падения кхмерской империи Та-Прохм был заброшен и забыт на несколько веков. Вторая жизнь храма началась в 20 веке, когда люди заново открыли его для себя. Под впечатлением великолепия созданного человеком храма и природы, так красиво и романтично его поглощающей, было решено оставить все в “естественном виде”.
Но просто “оставить” храм было уже нельзя, слишком решительно джунгли были настроены окончательно сделать его своей частью. Сотрудникам Французской школы Дальнего Востока пришлось спасать от “естественного разорения” деревьями храм и одновременно создавать условия для жизни самих прекрасных “разорителей”. Зрелище величественное, но, представьте, что это только “цветочки”. “Ягодка” ждет нас за стеной.
Гиганты Та-Прохма умирают со временем на побежденных ими камнях. Но так же, как и при жизни, представляют опасность для храма. Упавшая махина может окончательно разметать кажущиеся такими маленькими постройки. Чтобы уменьшить такие риски, умерших гигантов укорачивают или “мумифицируют” специальным составом для прочности.
Терраса перед восточной гопурой четвертой стены ограждения, главного входа в храм, является наиболее выгодной позицией, чтобы все здесь рассмотреть. Тетрамелес.Такая мощь сокрушит и гранит, а не то что хрупкий песчанник террасы.
Корни гигантов — это самостоятельное нечто. Фантастика!
Боковые крылья — галереи восточной гопуры украшены изображениями полубогинь — деватов.
Они не так ослепительны, как внутри, за четвертой стеной, но они первыми встречают нас, входящих с востока.
Налюбовавшись деревьями и гопурой, мы готовы войти туда, где нас ждут основные сокровища Та-Прохма, великолепного образца кхмерской архитектуры, подчиненной законам симметрии. Ее главная ось в направлении восток – запад, и мы как раз на ней и стоим. Карта подтверждает зеркальное повторение зданий и обещает геометрическую четкость и простоту храма и, как следствие, маршрута. Но это только в том случае, если бы храм был таким, каким его 800 с лишним лет назад построили. Вот такой план мы засняли на входе. Интересно, как мы хотели его использовать без пояснений? А они ведь были где-то рядом. Обратите внимание на другое расположение сторон света. Вообще-то, в школе учили, что север на картах сверху. Но по-камбоджийски почему-то не так. А мы пришли с востока, который тут слева.
Предупрежденные интернетом, мы знаем, что в настоящее время руины храма больше похожи на лабиринт. Далеко не везде можно пройти из-за каменных завалов. Очень часто встречаются предупреждающие таблички типа “Опасная зона. Вероятность обрушения”. И игнорировать эти предупреждения настоятельно не рекомендуется. Кроме того, в храме ведется постоянная реставрация. И вместо храмовых зданий вполне возможно наткнуться на стройплощадку, естественно, для туристов закрытую.
Так что попетлять придется. Причем, все три усложняющие маршрут составляющие – завалы, опасные и реставрируемые зоны – постоянно меняют дислокацию. Но страху особого нет. Есть указатели, специальные деревянные тропинки и лесенки, веревочные ограничители. Все это, конечно, не на пользу романтике и портит виды, но раз надо, значит надо.
Продолжение следует.