Говоря, что настоящий фотограф должен сделать хорошую фотографию сразу и без постобработки. Я не из таких фотографов и лично таких не знаю.
Мой метод — привезти из путешествия 2К снимков, пару недель отфильтровывать шумные/смазанные/кривые и ещё месяц обрабатывать их в Lightroom’e. На выходе получаем 200–300 фотографий и дёргающийся глаз. Я знаю, что метод совсем неидеальный и когда-нибудь я его обязательно оптимизирую. Или нет.
Почему же метод «для ленивых»? Я не буду описывать все детали и постараюсь не сыпать заумными терминами. Если вы ленивы, как и я, то этой статьи хватит для понимания основ. Если (внезапно!) вы — трудоголик, то статья покажет, в какую сторону копать дальше. Но, вернёмся к постобработке.
Что же такое постобработка
Вкратце — это допиливание напильником в спокойной домашней обстановке. Если вам проще сфотографировать 5 раз с разными настройками, чем заморочиться и сделать одну фотку, но «прям аще!», то читайте дальше — это для вас.
Хорошая постобработка должна быть незаметной, это важное правило. Когда всё выглядит не так, как мог бы увидеть зритель в жизни — начинается нездоровая критика.
Если постобработка правильная, то она поможет исправить ошибки камеры (оптические искажения, баланс белого и др.) и ошибки, допущенные в процессе фотографирования.
А облажаться можно по нескольким критериям:
- плохо скомпоновали кадр,
- пересветили или недосветили,
- перешумили.
Есть ещё кейсы «облажался с фокусом» и «смазал нахрен», но это ошибки криворукого характера и Lightroom может не справиться. А отсутствие сюжета всегда можно объяснить наличием «настроения в фотографии».
1. Предустановки
Я обрабатываю фото ещё на этапе импорта с фотоаппарата в Lightroom. Как же я до этого докатился?
Есть такой лайфхак: Presets (Предустановки). Их можно настроить так, что фотографии будут определённым образом корректироваться сразу после загрузки с камеры. Это удобно, когда вы сделали фото в одинаковых условиях и на одинаковую оптику.
Мой фотоаппарат, любит ошибаться с балансом белого в сумерки и ночью. Зная об этой особенности, можно внести поправку в предустановки. Туда же можно добавить коррекцию шума и искажений (а что это такое — расскажу дальше).
Для того, чтобы создать свою комбинацию предустановок, нужно выполнить всего 2 шага:
- настроить ползунки,
- нажать Command + Shift + N (Mac OS)или Ctrl + Shift + N (Windows) и создать New Develop Preset (Новые предустановки).
Готово! При следующем импорте главное вспомнить о предустановках и применить их.
Если не знаете, как настроить ползунки — не беда, попробуйте мою комбинацию.
Раздел Basic (Основной):
Highlights (Света) -80
Shadows (Тени) +40
Whites (Белые) +60
Clarity (Чёткость) +30
Vibrance (Сочность) +10
Раздел Detail (Детали):
Amount (Количество) 60
Luminance (Яркость) 30
Color (Цвет) 100
Теперь, переходим в режим Develop (Обработка), нажав клавишу D, и поехали!
2. Кадрирование
Первым этапом у меня идёт кадрирование: я отрезаю всё лишнее у фотографии.
Делать это нужно, хоть и больно: ведь всегда хочется оставить вот этот крутецкий кустик или очаровательное деревце.
С этим надо бороться: если без кустика и деревца можно обойтись — в печь их.
Ориентируйтесь при этом на правило третей или другие правила композиции.
На этом же этапе выравниваем все горизонтальные линии по сетке: «заваленный горизонт» хорош тогда, когда его сделали осознанно.
3. Пересвет и недосвет
Пересветили — это когда на вечерних фото белые не только источники света (фонари, например), а ещё и 5 метров вокруг них. И белые настолько, что не разобрать деталей. Самый верный способ пересветить кадр — сфотографировать себя в зеркало с включённой вспышкой.
Обратная сторона медали — недосветили. Тени «ну прям вообще чернющие», да и фотография в целом темновата. Клиническая стадия — сфотографировать, не сняв крышку с объектива. Ага, я иногда так тоже делаю.
Если это не крайняя стадия, то легко лечится ползунками в секции Basic (Основной):
Exposure (Экспозиция) — меняет общую яркость,
Highlights (Света) и Whites (Белые) — убирает пересветы,
Shadows (Тени) и Blacks (Чёрные)— вытягивает провалы в тенях. ы
Более детально скорректировать свет помогут аналогичные ползунки в секции Tone Curve (Тоновая Кривая).
Если фотографируете в формате RAW, то есть шанс безболезненно справиться с ошибками освещённости. Кайф, когда на белом пересвеченном небе вдруг появляются облака!
Есть ещё ползунки, которые отвечают за контраст: световой и тональный.
Если не закапываться в теорию, то оба они делают светлые части светлее, а тёмные — темнее. Но тот, который Clarity (Чёткость) — помогает добиться интересных эффектов.
Хотя, именно эта настройка может сделать постобработку заметной и вырвиглазной, а это не гуд.
Важный момент: при коррекции пересветов следите за тем, чтоб белый свет оставался белым. При коррекции недосветов — следите за уровнем шума.
4. Шум
Это тот мусор, который портит ваши шедевры, те самые. Шум — это зло. Но, надо идти на компромисс: или вы можете позволить себе дорогой объектив, или шум на фотографиях.
В борьбе с шумом важно не замылить детали.
Поэтому, когда двигаете ползунки Noise Reduction (Подавление Шума) и Sharpening (Резкость) — следите в превью-окошке за изменениями.
Картинку в этом окошке можно двигать: обычно, я фокусируюсь на проблемных недосвеченных местах.
5. Баланс белого
Когда белый цвет на фотографии не белый, а с оттенком другого цвета — это проблема с балансом белого. Часто, это ошибка авторежима фотокамеры — вы ж не задаёте баланс белого вручную, правда?
Увидеть оттенок бывает сложно, нужна практика.
К счастью, Lightroom может помочь, у него для этого есть специальный инструмент: пипетка.
Берём её и тыкаем в белый цвет на фотографии (точнее, который должен быть белым). Если стало ещё хуже — аккуратно тянем ползунки.
Ещё 5 секретов в следующий статье, удачи Вам!