Найти тему

Он ослеп в 6 лет, она в 7, и уже 55 лет они женаты

Лидия Константиновна ничего не видит со времен войны, а сейчас еще и сломала оба бедра. Ее муж ухаживает за ней вслепую. Им нужна помощь.

Виктор Сергеевич и Лидия Константиновна Верховы живут в Русиново — когда-то это был поселок, а теперь улица на окраине Боровска Калужской области. Виктор Сергеевич — можно сказать, местная достопримечательность: автор множества книг стихов, основатель литературной гостиной, герой фильма «Город слепых». Ослеп он в детстве:

В мае 1943 года мальчик-сосед, выстрелом из охранной берданки (мать его работала в организации, которая называлась «Заготскот» сторожем и оставила ружье заряженным дома) тяжело ранил меня. Мне было тогда шесть с половиной лет. В областной глазной клинике города Саратова я пролежал 21 день без памяти. За мной ухаживала моя мама. После этого я пошел на поправку, но зрение потерял полностью навсегда. Окружающий мир красок превратился для меня в мир звуков. Меня окружала «живая темнота» — так я называю это состояние, в котором оказался. Но, несмотря на это, рос я подвижным мальчиком. Со своими зрячими друзьями ходил купаться на Волгу, научился хорошо плавать, и многое делал то, что и они, — вспоминает Виктор Сергеевич.

Потом он учился в школе-интернате в Саратове (причем большинство детей жили там в условиях интерната, а Виктор с 7 класса, когда его родители купили дом в Саратове, ходил в школу каждый день сам: вслепую без трости два квартала до трамвая, шесть остановок, два квартала до школы, вечером обратно), получил аттестат с тремя четверками (остальные — пятерки) и поступил в Саратовский университет. Окончил педагогический, а работал то в санатории баянистом (еще в школе освоил инструмент), то на заводах:

С помощью особого приспособления я вручную гнул полувосьмеркой звенья цепей, которые изготовлялись из толстой ржавой проволоки. Это был самый настоящий сарай с земляным полом, в котором рядом со мной работали сварщики. Дым и гарь от сварки стлались по этому небольшому помещению…
В 1965 году я переехал в Куйбышев, поступил работать на УПП №2 им. Кирова вязальщиком трикотажных изделий. Там я встретил прекрасную девушку, которая стала моей женой. Еще в семилетнем возрасте в 1945 году от взрыва детонатора она потеряла зрение. С 1956 года работала в трикотажном цехе этого же предприятия.

Прекрасная девушка — это как раз Лидия Константиновна. В военные годы из Сталинграда боеприпасы привезли на переплавку в Ульяновск. Сгрузили на берег, там девочка и нашла «чашечку», подбежала к воде… и произошёл взрыв. Делали операции, но зрение не восстановилось.

Молодая семья пожила и по чужим углам, и по баракам. Потом Виктора Сергеевича, имеющего высшее образование, направили на курсы руководителей, он стал помощником директора местной организации Общества слепых в Боровске. Налаживал культмассовую работу — и семье дали квартиру в двухэтажном доме на первом этаже с печным отоплением, без водопровода и слива, со всем остальным — на улице. Параллельно Виктор Сергеевич устраивал концерты и репетиции, участвовал с коллективом в смотрах и фестивалях, а также преподавал историю в школе. Писал стихи, стал автором нескольких сборников.

Виктор Сергеевич и его книги, напечатанные шрифтом Брайля
Виктор Сергеевич и его книги, напечатанные шрифтом Брайля

Вырастили сына Сергея. К сожалению, в 36 лет он погиб — сбила машина. Есть дочь, живет она далеко. Виктор Сергеевич и Лидия Константиновна живут вдвоём. У неё перелом бедер обеих ног, ухаживает муж — вслепую — и соцработник. У Лидии Константиновны обычная кровать, к кровати привязаны веревочки с узелочками, по которым она может присаживаться. Лидия Константиновна читает литературные альманахи шрифтом брайля и, конечно, переживает, что мужу приходится непросто. А он хоть и привык к трудностям и не унывает — мечтает, чтобы «прекрасной девушке», которую он встретил 55 лет назад, было удобно и небольно. Супруги друг на друга смотрят сердцем — и только хорошеют «в глазах» друг друга. На пенсии по инвалидности не купишь медицинскую кровать — а тут нужна кровать с электроприводом. Такая с доставкой в Боровск стоит 80 тысяч рублей.

Лидия Константиновна
Лидия Константиновна

Мы надеемся, что вместе сможем подарить Лидии Константиновне удобный мир, где легко приподняться, чтобы поесть, поговорить… Помогите ей здесь.