Современная школа умерла. Ежегодно тысячи школьников уходят обучаться ненужным им предметам, чтобы сдать ненужные им экзамены, поступить в ненужный вуз, забыть всё, чему их учили — оно ведь тоже ненужное — и уйти работать не по специальности. Почему так получилось? Разберёмся в этой статье!
Отмечу сразу: я не работаю в министерстве образования и в ближайшее время не собираюсь. Лишь хочу озвучить те проблемы школьного образования, которые заметили я и мои ученики. А уж что с ними делать — вопрос другой.
Проблема 1. Никакого профильного обучения
Да, я знаю, что после 9-го класса школьники расходятся по профильным направлениям, но этого, конечно, не достаточно.
Во-первых, профилей раз-два и обчёлся: гуманитарный, физико-математический, физико-химический и ещё по мелочи. Во-вторых, даже эти профили не везде есть. А в-третьих — даже в профильных классах нужно изучать ненужное. В соцгуме обязательно есть математика, а в физхиме — литература.
Проблема 2. Погоня за пятёрками
У каждой школы в министерстве образования есть свой рейтинг, и, естественно, все пытаются его увеличить любой ценой. И никому от этого не легче: ни ученикам, которые без знаний, за красивые глаза, получают "отлично", ни школе, которой приходится лезть из кожи вон, чтобы хоть как-то выделиться.
Дошло до того, что золотые медали выдают всем подряд. По математике крепкая "пятёрка", а на экзамене — 50 баллов и то со шпорой.
Проблема 3. Бюрократия
Главная задача учителя — вовсе не учить. Большую часть времени преподаваетли в общеобразовательных школах перебирают бумажки: тут сдать план, там поправить отчётность, не забыть загрузить оценки в электронный журнал и пройти переаттестацию в конце года.
Эта же проблема перебрасывается и на учеников: никакого творчества — строго четыре клетки вниз, две вправо и пишем "Классная работа"
Проблема 4. Разный уровень подготовки
Кому-то, чтобы понять тему, требуются часы кропотливой работы, а кому-то достаточно 15-ти минут. В итоге первые недополучают знания, а вторые просиживают штаны. Все проиграли.
Проблема 5. Низкая эффективность урока
Обычно урок идёт 45 минут. Из них минут 10 учитель будет успокаивать учеников и открывать урок, ещё минут 10 — разбираться с домашним заданием и наводить дисциплину. В итоге на сам материал остаётся дай бог 20 минут, а то и меньше.
Проблема 6. Много домашки
По СанПину в младшей школе выполнение домашних заданий должно отнимать около часа, в 6 классе — около двух с половиной, а в 9 — три. Но кто этим правилам следует?
Каждый учитель задаёт столько, сколько считает нужным, в глубоком убеждении, что его-то предмет самый важный. В итоге выходит часов 6 в лучшем случае, и никакой личной жизни.
Проблема 7. Внеурочка
Добровольно-принудительные чаепития, собрания, концерты, пропагандистские классные часы — кому это вообще нравилось в школьные годы? Сначала отсидели полдня на уроках, потом ещё часа два на каком-то второсортном выступлении, а дома до ночи делали домашку. Супер? Супер!