Рад Вас приветствовать на канале ИВМ - История Военных Машин!
Здравствуйте!
Сегодня расскажу о машине послевоенного периода - легком плавающем танке Советского производства ПТ-76.
Для того чтобы начать рассказ об этой машине, вернемся к 30-м годам прошлого века, когда создание сухопутной, боевой, да еще и плавающей бронированной единицы, с боеспособным вооружением было одной из вех Советского танкостроения.
Нужно отметить и количество произведенных танков, способных к преодолению водных переправ - их было выпущено больше тысячи.
Этими танками, в большинстве своем, являлись Т-38 и Т-40
И поначалу военное руководство было очень довольно функционалом этих боевых единиц.
Т-38 даже смог буксироваться пароходом на дальнее расстояние при скорости свыше 10 км\ч, а это для Советских военных того времени, знающих толк в речном военном судоходстве, давало хороший плацдарм для увеличения возможности применения такого рода танков.
Однако, уже на учениях 1937 года стали очевидны минусы машины - по сути, сверх своего снаряженного веса, Т-38 не был в состоянии поднять наплаву даже 2-х бойцов.
А неопытный механик-водитель мог утопить машину и без дополнительного веса...
Т-40 же, хоть конструктивно и превосходил Т-38, и стал бы его полноценной заменой в войсках, не начнись Великая Отечественная Война, все равно не смог совладать с её реалиями - в итоге и вовсе лишившись своего водоходного движителя, в угоду увеличения брони.
И хоть многие уцелевшие единицы использовались военными до 44-го года, производство малых\плавающих танков было быстро свернуто.
"Некоторые интересные экспонаты в моем городе, включая останки Т-38 просто в тему, автор не я."
Но вернемся к истории ПТ-76.
Каким бы не был опыт применения танков-амфибий в годы войны, этот род техники для военных был достаточно интересен из-за возможности быстро форсировать водные преграды при наступлении, поэтому работы над ним были возобновлены уже в 1946 году.
При чем если в 30-е годы 5 лет для развития танковой единицы были допустимым сроком, то после 1945-го года все разработки мало того, что приходилось начинать почти с ноля, так еще и сроки сильно сузились за счет огромного скачка в развитии бронетехники.
И, скорее всего, именно это помогло создать крайне передовую машину с прогрессивными водометными движителями и новейшей системой охлаждения, которая, в случае применения по прямому назначению, демонстрировала весьма достойные результаты.
То есть для поддержки пехоты в тех местах, куда танки не могли доехать, а вернее доплыть.
Теперь требования по транспортировке бойцов на броне, во время водного марша, были выполнены, вооружение улучшено и машина была готова ко всему!
Кроме нового развития средств ракетно-ядерной войны...
Но обо всем по порядку.
Традиционные виды вооружения стали понемногу сдавать позиции и такой танк в этих условиях терял свои главные достоинства - теперь машины данного класса при противоборстве с соединениями, равной по силе державы, уже не могли бы стать полноценными средствами "первого броска" через водные преграды.
И в тоже время, военные конфликты, в так называемых, странах "Третьего Мира" были вполне по силам ПТ-76, а в некоторых случаях и вовсе выявляли сильнейшие стороны этой машины.
Возможно по этой причине Советский Союз для собственных нужд построил всего около 3-х тысяч таких танков.
При этом Китай, в не лучшие свои годы, немного модифицировав эту модель, произвел 1800.
Которыми, судя по всему, имел не виртуальное желание доплыть до Тайваня. Но обошлось.
Конечно, не только Китай стал пользователем этой машины.
Загибайте пальцы, помимо стран Варшавского Договора
они поставлялись в: Финляндию, Югославию (СФРЮ), Алжир, Египет, Иран, Ирак, Ливию, Судан, Сирию, Анголу, Бенин, Конго, Гвинею, Гвинею-Бисау, Мадагаскар, Замбию, Афганистан, Камбоджу, Индию, Индонезию, Лаос, Вьетнам, Кубу, Никарагуа, Мозамбик и Уганду.
То есть чисто с экономической точки зрения танк был идеален.
А в завершении, расскажу об одном случае применения ПТ-76, в ходе арабо-израильской "Войны Судного Дня", впечатлившим меня больше всего.
На 9-й день боевых действий этой скоротечной войны, 15 октября, израильский командир 143-го резервного танкового угдата Ариэль Шарон скрытно переправил 7 плавающих танков ПТ-76 и 8 бронетранспортеров БТР-50П с пехотой на броне на западный берег Большого Горького озера и захватил плацдарм в районе станции Абу-Султан.
Успешные действия этого отряда объясняются тем, что египетское командование не допускало возможности форсирования озера израильскими войсками и не выделило сил и средств для обороны западного берега.
Даже получив данные о высадке израильского отряда, египетское командование не придало этому значения и не приняло энергичных мер для его уничтожения.
И Шарон ночью 17 октября перебросил на самоходных паромах на плацдарм еще до 90 танков.
А через день - еще 200.
Утром 19 октября войска, находившиеся на плацдарме, перешли в решительное наступление.
Легкие танки ПТ-76 на большой скорости выходили к позициям арабских ЗРК и РЛС и, уничтожая их, способствовали успешным действиям авиации.
К исходу 20 октября на плацдарме находились три бронетанковые и две механизированные бригады Армии обороны Израиля.
Таким образом, решающий перелом в ходе боевых действий на Синае, начался с проведения частной операции, в которой безукоризненно грамотно были использованы плавающие танки и бронетранспортеры Советского производства.
Таким получился легкий плавающий танк СССР в 50-х годах 20 века, который (по неподтвержденным данным) до сих пор имеется на вооружении некоторых стран.
За сим, пожалуй, откланяюсь.
ТТХ ПТ-76 - здесь
Модель можно заказать - тут
Благодарю, за то, что дочитали до конца!
Если вам понравилось - Подпишитесь на канал, отдельное спасибо за лайки и комментарии! До новых встреч!