Философией считается дисциплина, которая использует теоретическое безличное осмысление действительности. Перевод с личного осмысления на безличное, вначале позволило решить некоторые проблемы в теории мировоззрения, но в дальнейшем привело к излишней перегруженности и усложненности в теории. В итоге чуть ли официально признается, что в настоящее время философия не обладает общими теоретическими моделями и критериями оценки. То есть нет общей теории в философии. Поэтому, вместо изучение общей теории при изучении философии приходится изучать теории различных философских школ.
Официально целью философии является познание окружающего мира. Вот только для чего человеку этот мир познавать, ради этого познания или процесса познания.
Философию индуизма обычно делят на шесть основных ортодоксальных школ индийской философии. Из этих школ можно выделить две: Санкхья и Йога. Их почему то считают, что они почти тождественны, близки друг к другу и почти неразличимы. Школа Санкхья очень близка по содержанию к Западной философии. В основе этого учения является положение о взаимодействии пуруши (духа или души) с пракрити (материи, творческой потенции, энергии). А пракрити или материи, присущи три основных качества: устойчивость (саттва), действие (раджас), и бездействие (тамас). Это фактически подобно основным положениям западной философии. Обычно пурушу связывали с таким понятием как мужское начало и Небо, а пракрити связывали с понятием женское начало, Земля. То есть соотношение материя и душа или дух равнозначно соотношениям женщина и мужчина, Земля и Небо. Но древние делили мир на четыре стихии, земля, вода, воздух и огонь, которые по сути составляют четыре агрегатного состояния вещества твердое, жидкое, газообразное и плазма. Если все это сопоставить, то получается, что пурушу можно отождествить с воздухом, а пракрити с землей, твердым телом. Любопытно и то, что древние считали Дух человека воздухом. Логично предположить, что в этой философской системе начал как-то должны быть отображены еще два агрегатных состояния жидкость и огонь. Но их почему-то нет, как нет в западной философии. Откуда же такой дуализм? Вполне возможно на возникновение этого дуализма оказала математика. Есть к примеру тело, а есть изображение этого тела. Это можно назвать как геометрия. Различия между ними есть. Но изображение можно считать уже не как отражение этого тела. А изображение это уже не независимая субстанция, а уже привязанная к предмету. То есть в религии душа считается независимой субстанции , так как физически она считалась воздухом, а в науке душа считается отражением тела, ее информацией, «геометрией». Возникает какой-то разрыв понятий. Но кроме «геометрии» которая отражает такие понятия как материя и сознание, есть еще и арифметика, которая отражает законы диалектики, потому что в арифметике главное это действие, к примеру с числами. Единственно, что в математике очень сложно отразить, так это закон диалектики о переходе количества в качество, хотя в математике, что-то похожее есть. Но это может породить одно в математике явление, известное как «Игра Разума».
Четыре стихии это есть четыре агрегатных состояния вещества, которое разделяется в зависимости от температуры. Это позволяет их систематизировать в виде ступеней или уровней, что хорошо описывается законом о переходе количества в качества.
Любопытно как раз в том, что в философии Санкхья ступенчатость, наличие уровней очень трудно найти, а вот философии Йога есть и ступенчатость и наличие уровней. Считается, что этих ступеней и уровней в Йоге семь. В Йоге эти ступени и уровне или еще их называют центрами носят названия ЧАКРЫ, которые связываются между собой каналами, называемыми НАДИ. А по каналам Нади течет жизнь, жизненная энергия ПРАНА. Прану можно еще сравнить с кровью или жидкостью, водой. А это одна из стихий и агрегатных состояний вещества. Любопытно еще и то что и сами чакры также олицетворяют эти самые агрегатные состояния.
К примеру чакру Муладхара связывают с понятием «земля», или иначе с твердым телом, чакру Свадхиштхана с понятием воды, с жидкостью, чакру Манипура с воздухом или газом, а чакру Анахата с огнем или плазмой. Хотя чакру Манипуру связывают не с воздухом, а с огнем, А чакру Анахату с воздухом. Хотя согласно логики эти ступени должны располагаться в виде земля — вода — воздух — огонь. Огонь это полное разрушение вещества, в результате которого может быть создано новое вещество, а или это вещество может быть разрушено до элементарных частиц, плазмы. По сути плазма это и есть мир элементарных частиц.
В эзотерике чакру Муладхара читают физическим телом, чакру Свадхиштхана — эфирным телом, связанного со здоровьем, энергией жизни, чакру Свадхиштхана — с астральным телом, связанным эмоциями, страстями, чакру Анахату — с ментальным телом, связанное с мышлением. Тогда получается земля это физическое тело, вода это жизнь, воздух это страсти, чувства эмоции, а огонь, плазма это мышление, ум. Эту схему можно конечно подставить под сомнение, но факт остается фактом, решение принимаются на уровне мира элементарных частиц, плазмы. С другой стороны, это пока процесс, который пока можно лишь описывать. Поэтому не случайно, что физика элементарных частиц в настоящее время остается передним краем физики и науки вообще. Но это не отменяет положения что различные виды знания как мистические, эзотерические, религиозные как и научные должны иметь совмещение.