Казалось бы, что может быть проще на интервью – узнать задачи, которые надо выполнить, и плату за их выполнение. Но на практике дело обстоит по-другому. Работодатель хочет выгодно «продать» вакансию или просто решить свои внутренние проблемы, имитируя приём на работу. Впереди – квест манипуляций.
Техника правильных вопросов позволит сделать переговоры эффективными и профессиональными.
Первая манипуляция – обсуждение предложения, которого не существует
Вам будет звонить рекрутер, вам назначат собеседование и могут предложить выполнить тестовое задание – но вдруг процесс «подзависнет». Дело не в вас. Просто отдел персонала прощупывает рынок. Могут быть три причины.
- Во-первых, кандидаты ищутся «про запас» – т.е. в компании намечается текучка кадров, и надо подготовить список кандидатов на замену.
- Во-вторых, компания планирует открыть позицию, но не знает, какие люди есть на рынке, и сколько они стоят. Пока никто никого не нанимает, присматриваются. Разговаривают с каждым, анализируют компетенции и запросы.
- В-третьих, компания имитирует поиск сотрудников для того, чтобы показать, что нужных людей нет на рынке – и поэтому надо взять своего человека.
Как быть в этих ситуациях? Воспользуйтесь простым алгоритмом.
Шаг 1. Посмотрите, как давно размещено резюме. Не все работодатели достаточно умные и аккуратные, чтобы имитировать только что начавшийся поиск. Вакансия может "висеть" месяцами – и это несложно заметить. Не отвлекайтесь на фейки.
Шаг2. Спросите прямо, как давно открыта вакансия. А ещё лучше: вы ищете кандидата про запас или вам надо чтобы он вышел к какому-то сроку? Вы абсолютно спокойны и ничего не теряете – звонят же вам. Этот вопрос надо задать прямо по телефону, чтобы избежать траты времени.
Шаг 3. Исключите риски. Если вам звонит сам руководитель, которого вы не знаете, и который звонит без рекомендации, то это тревожный знак. Скорее всего, вы имеете дело с самодуром, либо с руководителем, вес которого равен нулю. Если вы устраиваетесь в крупную компанию, не в компанию с одним собственником, то все процессы найма проходят через отдел персонала. Это в их компетенции подбирать и оценивать людей и только потом приглашать на собеседование к будущему руководителю.
Попросите описание вакансии. Спросите о конкретных задачах, планах на год, дедлайнах. Отсутствие конкретики или разговор о том, что такие дискуссии возможны только после выхода на работу, – отговорки. Если ваш будущий руководитель не умеет говорить конкретные вещи – то как вы будете работать, и как он будет принимать результаты?
Вторая манипуляция – дауншифтинг позиции
Рекрутеры часто превращаются в сказочников. Например, они легко говорят о руководящей позиции, но эта позиция может оказаться позицией «руководителя направления», «менеджера проекта» или "лидер команды". Улавливаете разницу?
Руководящая позиция – это позиция в штатном расписании с подчинёнными и, конечно, более высокой зарплатой. Всё остальное – это руководители "на бумаге". В штатном расписании, в трудовом договоре и трудовой книжке у вас будет написана позиция «главный специалист» или «ведущий специалист». Некоторые лишь при увольнении узнают, что были они не начальниками, а таким же подчинённым, для которых делали вид, что они начальники, а они и поверили.
Проясните ситуацию сразу – задайте вопрос: это позиция менеджера по штатному расписанию с подчинёнными? Сколько прямых подчинённых? Тут может начаться игра слов и вариантов – что подчинённых пока нет. Это будет означать, что всю работу исполнителя будете делать вы, как псевдо-начальник. Или вам могут предложить сначала показать себя, а потом чудо-то и начнётся. Вам это надо?
Как и в предыдущем случае, просите описание позиции и задачи, которые требуется выполнить. Если вы профессионал, то вы можете сориентироваться, насколько это реально – вам же работать, и спрашивать будут с вас.
Третья манипуляция – отжимание зарплаты
В крупных компаниях вам даже могут не сказать, какую зарплату предлагают, потому что существует некая вилка зарплат на каждую позицию. Да, и вилку тоже могут не назвать. Что же делать?
Для начала обозначьте свой текущий уровень зарплаты сейчас и скажите, что хотите его улучшить – укажите на сколько конкретно. Если вы это не сделаете, то вам дадут зарплату выше на минимально возможную величину – не удивляйтесь.
Обязательно обговорите – это величина до налогов или после, чтобы не было игры в непонимание.
Следующая уловка – вам скажут про фиксированную и премиальную составляющую. Казалось бы, какая разница, если сумма одинаковая? Но всё дело в том, что премиальная часть будет привязана к достижению целевых показателей эффективности. А как вы можете на них влиять?
Одна известная компания предлагает премиальную часть, привязанную к росту курса её акций. Но какое отношение курс акций компании имеет к выполнению задач конкретным работником?
Конечно, это не все возможные ситуации – мир фантазий работодателей неисчерпаем – см., например, кейс с ответственностью (Загадка Ирины Хакамады) на канале.
Универсальный алгоритм – задавайте вопросы, требующие конкретных ответов. Вы узнаете компанию лучше, покажете себя профессионалом – усилите свою репутацию, и сделаете переговоры эффективными.
А какие случаи манипуляции знаете вы? Давайте дополним эту картину и продумаем ответные шаги.