Всем добрый день (утро, вечер, ночь)!
Как и обещал ранее, собрал сводную статью по отпуску 2018го года. В статье будет много текста и очень подробные пояснения. Поэтому заранее извиняюсь за "много букв", но если сократить описание, то объём информации будет значительно меньше. А этого не хотелось бы. Финансовая раскладка будет частично скорректирована в современные ценовые реалии.
Для начала, как это говорилось во времена моего обучения в школе и институте, "цели и задачи". А цели достаточно простые - пройтись вдоль берега озера Аслыкуль в Башкирии, увидеть водопад Шарлама и немного полазить по горам на Южном Урале (если точнее, то речь идёт про национальный парк "Зюраткуль"). Это уже с учётом получившегося итого. В задумках планы были очень грандиозные, но планы нужны лишь как "первый пинок" для начала, а потом всё равно приходится импровизировать по ситуации. Благодаря этой импровизации удалось наведаться на обратном пути в национальный парк "Самарская Лука". Местность там не столь масштабная по сравнению с Южным Уралом, но там тоже очень красиво. И там тоже много интересных мест. Собственно, вот и все цели на эти 10/12 дней отпуска.
Само собой, не обошлось и без ошибок. Первый блин, как известно, часто получается "комом". Так и в этом случае. Сложно просчитать все моменты от и до в первый же подобный выезд. Да и потом, в 2019м году, во время аналогичной поездки мне тоже немного не повезло с парой крайне неудачных моментов. И если первый ещё можно списать на невезение, то во втором случае это были последствия моей собственно глупости/самоуверенности. Впрочем, про тот отпуск будут отдельные статьи.
Важное замечание. В 2018м году хотелось не просто побывать в новых, непривычных для себя местах, но и собрать как можно больше фотоматериала. Поэтому не было ночёвок в палатке и прочих "благ походной жизни", необходимых многим как элемент атмосферы отдыха на природе. Может это в некотором смысле и неправильно с точки зрения походной, но такая тактика даёт возможность проходить за день либо много километров (от 25 и более), либо сокращать эту дистанцию до меньшей, но с большей нагрузкой в плане более сложного рельефа местности.
Получилось из этого следующее (5 фото-походов):
Озеро Аслыкуль - юго-западный берег и его окрестности
Водопад Шарлама и северный берег озера Аслыкуль
Хребет Зюраткуль - один день каменного счастья
Хребет Большой Нургуш - высшая точка Челябинской области
Гора Верблюд (национальный парк "Самарская Лука")
Все пять походов без экстрима, в спокойном режиме без "титанических подвигов". Были моменты повышенной усталости в силу холмистой или горной местности, но не фатальные. На следующий вполне себе живой просыпался.
Фактически, вместе со сборами и подготовкой к выезду, вышло 12 дней. С 1го по 12 сентября. Первые два дня в каком-то смысле можно считать ошибкой подготовки. Как минимум один из них точно можно было использовать более рационально. Но про такие моменты будут замечания ниже, по ходу статьи.
Выезжали почти из центра Мордовии. Первая точка на маршруте город Давлеканово. Там планировалось провести два дня и перебраться в город Сатка. Потом обратно в Мордовию одним перегоном. Последнее пришлось подправить в силу изменившейся погоды и понимания некоторых реалий в плане езды на 1200 километров одним "прыжком". Да и погода немного "подгадила". Поэтому появилась промежуточная точка в виде посёлка Богатырь (рядом с Жигулёвском).
Все километражи замеряю повторно по яндекс-картам, так как фотографии с приборки машины уже не сохранились. Средний расход бензина составил или 5,6 или 5,8 литра на 100 км. Что-то из этих двух цифр. Для расчётов буду брать большее значение, как менее экономичное и, как следствие, более невыгодное в плане финансовом. Это для машины с двумя пассажирами и полностью забитыми под завязку вещами багажником и задним сиденьем.
2018.09.01(суббота) - день 1 - "Предсборы".
Небольшое предисловие. Есть такая "консерва" в мягкой упаковке, "Кронидов" называется. Из всех из известных мне консервов по вкусу наиболее адекватная. Да и на мясе они не экономят. Цена правда чуток повыше. Но это компенсируется вкусом и нажористостью. Только вот беда - в родимой Мордовии её не продают. Да и для заказа через интернет надо ещё поискать магазины, что доставят сюда по разумной расценке (вариант транспортных компаний тоже учтён). А закупиться этими консервами очень хотелось, так как возиться с готовкой даже на съёмных квартирах желания не было. Да и времени на приготовление пищи могло бы не остаться.
Ко всему этому нужно было докупить что-то по мелочи из экипировки. Поэтому было решено в субботу проехать до Пензы. Там есть магазин "Сплав" (не сочтите за рекламу, просто так уж совпало, да и нравится мне этот магазин), в нём и "Кронидов" есть, и просто по мелочи всякого разного докупили.
На дорогу до Пензы и обратно ушло как минимум 280 километров. Расходы на продукты и снаряжение отдельно не считал, так как часть осталась после отпуска и пошла "в работу" уже в походах по Мордовии.
Ошибка 1
На всё это планировалось потратить половину дня, а во второй половине дня собираться в дорогу. Но в итоге получилось так, что собраться за оставшееся время так и не успел. В общем, подобной мелочёвкой лучше закупаться заранее, не оставляя на последний день. Если разложить всё это на более мелкие задачи, то реально закупиться всем необходимым за неделю-две до выезда.
И ещё лучше иметь максимально подробный список того, что планируете брать с собой. Может это просто я такой зверский хомяк, но по части продуктов у меня много всего вернулось назад. Ничего плохого в этом нет, так же всё "ушло" позже, но вот места в машине могло бы больше остаться. Впрочем, для первого выезда простительно.
2018.09.02(воскресенье) - день 2 - непосредственно сборы.
Здесь ничего необычного. Сложить вещи, собраться, погрузить всё в машину и прочее в этом духе. Вроде бы ничего сложного, но больше половины дня точно ушло. Плюс заранее заехал на заправку, чтобы на следующий день стартовать сразу с полным баком.
По километрам пусть будет 20 километров
Ошибка 2
Это уже немного личное, но не удивлюсь, если многие из прочитавших эту статью "набирают" за неделю как минимум несколько часов недосыпа. Конкретно в моём случае это привело к тому, что в сочетании со сборами не получилось собраться вовремя и выехать днём ранее.
Сугубо технически, собраться в субботу и стартовать в воскресенье можно было, но тогда пришлось бы ехать с недельным "запасом усталости". Что, культурно говоря, не понравилось с точки зрения безопасности. Да и просто стартовать уставшим и не выспавшимся не хотелось.
Какие выводы из ошибок 1+2? Да простые. Всё, что можно сделать заранее, нужно делать заранее. И как минимум за неделю до выезда срубить в минимум все дела из числа "не первой важности" и по максимуму выспаться. Тогда освобождаются ещё два дня, которые можно потратить на дорогу или на походы.
2018.09.03(понедельник) - день 3 - дорога из Мордовии в Башкирию (г. Давлеканово).
Машрут до Давлеканово планировался такой. Большинство навигаторов нарисует тот же маршрут чуть короче - через Сурское, Ульяновск и Димитровград. Но если есть выбор между М5 и дорогой через Сурское и Ульяновск, то лучше выбирать первый вариант. Даже с учётом того, что так больше примерно на 100 км.
- Во-первых, после посёлка Сурское и до Ульяновска вечно ремонтируют дороги или мосты и обязательно сделают как минимум пару участков со светофором и реверсивным движением. Как итого потеря минимум получаса на стояние в пробках. Ранним утром или ночью получится чуть быстрее проехать такие участки, но тоже никаких гарантий на везение.
- Во-вторых, непосредственно сам Ульяновск. Начиная примерно с семи утра как минимум треть города, через которую предстоит проехать, начинает зависать в пробках. И порой весьма ощутимых. А это ещё минимум двадцать минут потерянного времени.
- В-третьих, на М5 гораздо больше четырёхполосных участков дороги. А там, где их нет, периодически появляются трёхполосные участки, где можно без выезда на встречную опередить колонну грузовиков. Благодаря этому не уходит время на зависание в хвосте очередного "тихохода" в ожидании удобного места для обгона.
Единственный минус пути через М5 это множество камер фиксации нарушений ПДД. Как стационарных, так и треног. Но ехать с большим превышением я изначально не планировал. Всю дорогу скорость держалась в пределах 95-105 км/ч. Как оптимальная с точки зрения времени движения и расхода бензина. Больше только при обгонах. А в местах дополнительных ограничений скорости просто не выходил за пределы "безнаказанных" +20 км/ч.
Ещё нужно учитывать факт плюсования двух часовых поясов. Самарская и Ульяновская области это +1 час, Башкирия - ещё +1 час. Итого - выезд в семь утра по Московскому времени равнозачен выезду в 9 утра по времени региона прибытия.
В семь утра мы и стартовали. И это было ошибкой номер 3. За день (с утра и почти до начала ночи) проехали примерно 910 километров.
Ошибка 3
Выезжать нужно было часов в пять утра или даже раньше. Выехав в семь утра в Давлеканово мы приехали уже ночью. Точное время не помню, но последние два часа или даже более того пришлось ехать по темноте. По не самой лучшей дороге в плане качества покрытия. В итоге на следующий день ни о каком нормальном пробуждении в шесть утра и речи не шло. Проспал минимум до десяти утра. Слишком большая усталость после дороги.
2018.09.04(вторник) - день 4 - озеро Аслыкуль - первый походный день.
Если быть более точным, то скорее уж просто небольшая прогулка. Называть походным днём столь малое ходовое время как-то сложновато. Хотя изначально планировалось потратить весь день на тот участок.
На дорогу от Давлеканово до посёлка Янги-Турмуш и обратно ушло примерно 80 километров. В тот день выезжали на своём авто. Парковались на одной из баз отдыха в посёлке Янги-Турмуш.
Аренда квартиры "скушала" 1200х3=3600 рублей.
Отдельно скажу про квартиру в Давлеканово. Снимали трёхкомнатную, так как свободных двухкомнатных на тот момент не было. В целом ничего "страшного", но квартира не из первой категории. Всё чистенько и аккуратно, но косметический ремонт там явно не помешал бы. Явно видно, что вкладываться в ту квартиру хозяева не спешат.
На будущее, с учётом увиденного во время двух походов вдоль берега озера Аслыкуль, сделал для себя вывод, что проще ставить машину рядом с озером и делать короткие радиальные выходы до интересных участков местности. Если ещё раз поеду в те края (а мысль такая есть), то однозначно буду ночевать либо в машине, либо в палатке рядом с машиной, но на некотором отдалении от основной массы отдыхающих.
2018.09.05(среда) - день 5 - озеро Аслыкуль + водопад Шарлама - второй походный день.
Этот походный день получился уже полноценным. Старт хоть и не ранним утром, но и не в обед. До села Бурангулово и обратно из деревни Купоярово доехали на такси. Ценник уже не помню, но судя по километражу вышло примерно 1000 рублей в общей сложности. Пусть будет 1200 с учётом повышения цен.
Здесь сложно докопаться до чего-либо. И у водопада Шарлама много фотографий набралось, и вдоль берега маршрут понравился. Пожалуй, на этот день ошибки можно не записывать.
2018.09.06(четверг) - день 6 - дорога от г. Давлеканово до г. Сатка + заселение в квартиру.
Этот день мне понравился. Всего 340 километров. После почти тысячи можно сказать, что и не было его. Да и дорога ощутимо лучше. До выезда на М5 вся дорога на тот момент была двухполосной. Да и сейчас вряд ли её расширять будут. Но движение там не слишком плотное, плюс ещё и мест для обгона достаточно. Не говоря уже о довольно живописных пейзажах вдоль дороги. В общем, едешь и наслаждаешься пейзажем.
С квартирой в г. Сатка повезло. И в плане ремонта всё отлично, и по мебели всё в шикарном состоянии. Была там пара "своеобразных" моментов, но в целом ощущения положительные. В 2019 году я ездил уже один и снимал однокомнатную квартиру, там в плане состояния дела обстояли немного хуже. В 2018м году за ту двухкомнатную брали 1200 рублей в сутки. Останавливались предварительно на трое суток (по факту столько и вышло). Итого + 3600 на жильё там.
Важный момент! Отдыхающих в Сатку приезжает достаточно много, а вот квартир с хорошим ремонтом явно меньше. Поэтому если есть желание ночевать с комфортом на кровати и в тепле, то лучше арендовать квартиру как минимум за две недели до приезда. В противном случае придётся мириться с неидеальным в плане ремонта или мебели жильём. У многих адекватных владельцев квартир под посуточную аренду уже есть целая армия постоянных клиентов и на авито (или прочие сайты) их объявления попадают не всегда.
2018.09.07(пятница) - день 7 - хребет Зюраткуль - мини-поход с полазушками по камням - третий походный день.
День как день. Всё достаточно подробно уже расписал в записи про тот поход. Утром выехали до посёлка Зюраткуль, оставили там на парковке машину. Вечером вернулись обратно. По километрам примерно 80 вышло на дорогу до посёлка и обратно. Плюс по сто рублей с человека за билет в национальный парк.
Небольшое замечание. Если планируете там ночевать в палатках. В сентябре в тех краях по ночам уже достаточно прохладно. Вплоть до околоминусовых температур...
2018.09.08(суббота) - день 8 - хребет Большой Нургуш - поход одним днём - четвёртый походный день.
Само описание похода уже есть в соответствующей статье (ссылка в начале статьи). Там всё расписано от и до. Километраж до кордона "У трёх Вершин" и обратно - примерно 80 километров. Плюс по сто рублей с человека за билет в национальный парк.
2018.09.09(воскресенье) - день 9 - перебираемся под в Самарскую область под Жигулёвск.
Так как на Южный Урал надвигалась полоса дождей, а желания сидеть под дождём на месте не было, то немного внезапно нарисовалась ещё одна попутная точка. Благо в Самарской области с погодой в то время на несколько дней вперёд прогноз рисовал солнечную погоду.
По части домика в посёлке Богатырь повезло. Как в плане адекватных хозяев, так и в плане арендной платы. За трое суток вышло всего шесть тысяч рублей. Во многом, благодаря окончанию отпускного сезона в тех краях. Обычно там и цены выше, и сроки аренды от недели и более. А вот по части "доехать" туда получилось немного неудачно...
Ошибка 4
Выезжать нужно было раньше... На несколько часов... А получилось почти в обед. И разница в один час между Челябинской и Самарской областями положение не спасла.
Маршрут по М5 до развилки на Самару, Тольятти и прочие направления проехали относительно быстро, хотя последние час-полтора пришлось ехать по темноте. А потом встряли в жёсткую пробку ближе к Тольятти и как минимум час ползли со скоростью беременной черепашки.
А всё почему? Да потому, что на плотину через Жигулёвскую ГЭС (или как она там называется) грузовому транспорту проезд в тот день до вечера был запрещён. Сделано это якобы для уменьшения пробок. Чтобы дачники и отдыхающие меньше пересекались с грузовиками в конце дня. А потом, когда ограничение перестаёт действовать, колонны фур стартуют от обочины и получается такая вот "красота"... Один из тех немногих случаев, когда я думал, что у меня ноги "отсохнут" постоянно втыкать и выключать первую передачу...
А потом ещё и с ж/д-переездом не повезло. Там ещё минут 20 простояли пока поезд не проехал. В общем, не самый лёгкий денёк выдался... В итоге приехали уже поздно ночью. В конце дня даже видеорегистратор в машине начал отказывать и зависать через каждые 2-3 минуты.
Пробег в этот день составил - 790 километров.
2018.09.10(понедельник) - день 10 - День большого отходняка...
Всё более чем ожидаемо. Последствия усталости с дороги и пробка на подходе к Жигулёвску сделали своё дело. Куда-либо идти ни сил, ни желания уже не было. Один день "в пролёте"...
Товарищ попытался в тот день добраться до ур. Каменная Чаша. Напрямую. Ага, наивный... Как выяснилось, не всё так просто. Это только с виду Жигулёвские горы похожи на большие холмы. На самом деле ломиться по ним напрямую словно горный стрекозёл без специальной физической подготовки не так просто.
2018.09.11(вторник) - день 11 - гора Верблюд и гора Монастырская.
Подробное описание похода и местности есть в отдельной статье (ссылка на неё в начале). Вот этот день был удачным. Да и просто места понравились. Пусть там не столь масштабно по сравнению с Южным Уралом, но это уже не столь принципиально.
Километраж на машине от пос. Богатырь до села Ширяево и обратно - всего 10 км.
2018.09.12(среда) - день 12 - возвращение домой.
После пути от г. Сатка до пос. Богатырь оставшиеся 480 километров, да ещё и по нормальной трассе, почти и не заметил. Не говоря уже о том, что участок дороги от Пензы на север по Р-158 мне известен вдоль и поперёк в силу частых поездок туда. Осталось только разгрузить вещи, разложить всё по полочкам и сортировать фотографии.
По финансам получилось как-то так:
Бензин:
Суммарный километраж составил 3070 км. Для простоты округляем до 3100 км. Средний расход - 5,8 л/100км. Итого 179,8 литров бензина "АИ-95 Экто". Для простоты пусть будет 180 литров. В момент написания данной статьи литр стоит 47,80 руб. Итого на бензин ушло - 180 х 47,80 = 8 604 р.
Аренда жилья:
Квартира в г. Давлеканово (3 суток аренды) - 3600 рублей.
Квартира в г. Сатка (3 суток аренды) - 3600 рублей.
Домик в пос. Богатырь (3 суток аренды) - 6000 рублей.
Итого на съёмное жильё - 13200 рублей.
Билеты и путёвки в национальные парки:
Национальный парк Зюраткуль - 100 х 2 = 200 рублей.
Национальный парк Самарская Лука - 50 рублей.
Итого - 250 рублей.
Прочее:
Такси от г. Давлеканово до озера Зюраткуль и обратно - 1200 рублей.
Общее итого: 8604 + 13200 + 250 + 1200 = 23254 рублей.
Это без учёта амортизации пробега автомобиля, сувениров и прочей мелочёвки. Плюс ещё и сама "методика" не совсем правильная, так как часть расходов делили совместно на двоих, а часть (тот же бензин) я закрывал чисто из своих денег. Опять же, цены на бензин взяты из современных реалий. Сейчас при такой (или чуть большей) сумме получится поездка уже на одного человека.
- - - - - - - - - - - - - - -
Вроде как всё. На этом тему того отпуска закрываю. Будут ещё и заметки про поездку на Южный Урал в 2019 году. Тоже национальный парк Зюраткуль. Снова хребты Зюраткуль и Большой Нургуш ))). Но тогда всё получилось не столь идеально.
В более подробных заметках (ссылки в начале статьи) фотографий гораздо больше. Да и описание походов более подробное. Плюс к этому там в конце статей есть ссылки на полные архивы со всеми фотографиями с походов. Многие из них сугубо "репортажные", но кому-то может и покажется интересным.
- - - - - - - - - - - - - - -
Всем спасибо за внимание!
На этом пока что всё. Если понравился материал, читайте другие статьи, подписывайтесь и ставьте палец вверх! Канал только начинает свою жизнь и, надеюсь, здесь будет много интересного и полезного!