Найти тему
Compliance 360

История финансового комплаенса (часть 3)

В 2006 году началось расследование в связи с деятельность компании Siemens, в результате которого выяснилось, что указанная компания выплачивала огромные взятки в ряде государств, где она работала в целях «покупки бизнеса», то есть получения заказов, в том числе и от государственных органов. В ходе расследования были получены доказательства случаев взяточничества в таких странах как Греция, Китай, Россия, Египет и других, причем взятки передавались по прямому указанию высшего менеджмента компании. После «дела Siemens» наличие комплаенс-службы в транснациональных корпорациях негласно становится обязательным.

В 2010 году Великобритания после долгих обсуждений принимает Закон Великобритании «О взяточничестве» (UK Bribery Act), положения которого, по сути, делают обязательным создание комплаенс-служб, для тех компаний, которые подпадают под его экстерриториальное действие.

Формально, датой появления комплаенс-контроля в России можно считать июль 1999 года, когда в Указании Банка России от 7 июля 1999 года № 603-У «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» было дано определение данного термина. Указанный документ утратил силу в 2003 году в связи с введение в действие Положения Банка России от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» и в соответствии с Указанием Банка России от 16 декабря 2003 года № 1354-У «Об упорядочении актов Банка России».

В апреле 2005 года рабочая группа по вопросам бухгалтерского учета Базельского комитета по банковскому надзору подготовила рекомендации «Комплаенс и комплаенс-функция в банках». В ноябре 2007 года письмом № 173-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору» Центральный Банк Российской Федерации рекомендовал банкам использовать их в своей работе, однако, кредитные организации следовали данным рекомендациям только в той части, которая касалась контролируемых регулятором сфер — противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, противодействие коррупции, противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. В 2014 году Указанием Банка России от 24 апреля 2014 года № 3241-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» в России законодательно введено понятие комплаенс, соответствующее международным стандартам.

Необходимо отметить, что в последние годы все больше возрастает значение комплаенс-контроля. Это обусловлено рядом так называемых «комплаенс-кейсов», то есть случаев несоблюдения организациями регуляторных требований. Одним из самых громких комплаенс-кейсов было предъявление Министерством юстиции США обвинения в легализации доходов мексиканской наркомафии банку HSBC. В результате банк выплатил США штраф в размере 1.9 млрд долл.. При этом финансовыми потерями убытки банка не ограничились — рейтинговое агентство Standard & Poor’s изменило кредитный рейтинг банка со «стабильного» на «негативный». Согласно заявлению агентства, его большую озабоченность вызвал не сам факт расследования, а озвученная в ходе слушаний в Сенате США, позиция американского правосудия, считающего, что в HSBC не просто произошло несколько похожих нарушений — вся комплаенс-культура банка, по заявлению регулятора, была неэффективной и не способствовала предотвращению нарушений.

Другим громким комплаенс-кейсом стал приговор к двум годам тюрьмы и штраф в пять миллионов долларов за торговлю инсайдерской информацией бывшему члену совета директоров Goldman Sachs, Procter&Gamble, наблюдательного совета Сбербанка и некоторых других компаний Раджату Гупте. В 2007-2009 годах он неоднократно продавал конфиденциальную информацию своему другу — главе хедж-фонда Galleon Group Раджу Раджаратнаму. Последний был приговорен к 11 годам тюремного заключения и штрафу в 100 млн долл..

Одним из крупнейших по размеру наложенного штрафа реализовавшихся комплаенс-кейсов стал выявленный Управлением по контролю за иностранными активами Министерства Финансов США (Office of Foreign Assets Control, OFAC) факт сокрытия банком BNP Paribas операций с участием клиентов из Ирана, Судана и Кубы — государств, в отношении которых действуют американские санкции. Сумма штрафа составила 8.9 млрд долл. При этом банку удалось договориться о некотором смягчении наказания. Власти США собирались ввести в отношении BNP Paribas редко применявшуюся меру — годовой запрет на клиринг долларовых транзакций, что нанесло бы серьезный удар по международной оптовой деятельности банка. Однако в итоге Вашингтон согласился на полгода отложить введение этого наказания в связи с признанием BNP Paribas допущенных нарушений и согласия на выплату наложенного штрафа.

Подводя итог, отметим, что история возникновения и развития деятельности по комплаенс-контролю тесно связана с историей развития корпораций и корпоративного управления. В XX веке стали появляться новые регуляторные нормы, которые наложили на организации новые требования. Помимо этих требований существует набор негласных правил, так называемых «норм делового оборота», которые также необходимо исполнять для поддержания репутации и делового имиджа. Существенным импульсом для развития деятельности по комплаенс-контролю послужили коррупционные скандалы конца XX века, а также комплаенс-кейсы начала XXI века, многие из которых обернулись многомиллиардными убытками для организаций, не справившихся с задачей по соблюдению законодательных и регуляторных требований. Именно такие комплаенс-кейсы, а также всевозрастающее динамичное международное сотрудничество по разработке новых комплаенс-стандартов, которое говорит о том, что в ближайшие годы внешняя среда станет более зарегулированной, позволяют сделать вывод, что роль такого элемента системы внутреннего контроля бизнес-структур, как комплаенс-служба, координирующего организацию соответствия регуляторным требованиям, будет возрастать. Именно комплаенс-служба может стать тем подразделением, которое вследствие своего положения в организационной структуре компании, имеет общее видение внешней регуляторной среды, что позволяет ей формировать стратегию компании в части соответствия применимым стандартам.