В шахматах испокон веков в ходу было наставничество. Так, без Болеславского не было бы Петросяна каким мы его знаем, без Бондаревского – Спасского, без Кобленца – Таля, без Фурмана – Карпова, без Никитина – Каспарова. Ведь настоящий тренер вкладывает в своего ученика частичку себя, в чем-то жертвует собой, передавая все лучшее…
История почти не знает примеров, когда один человек в равной степени помогал сразу нескольким шахматистам. Фактически он такой один – Марк Дворецкий, который вывел «в люди» Артура Юсупова и Сергея Долматова, едва не сделал чемпионкой мира Нану Александрия. Но все эти претендентские достижения его подопечных – лишь верхушка айсберга, спортивный пик блестящей тренерской карьеры Учителя. Дворецкий же стал для шахматного мира чем-то большим, настоящим новым Ницовичем, вклад которого в теорию и практику он очень ценил, сформулировав и передав новым поколениям свой взгляд на пути развития игры в XXI веке, никак не связанные с прогрессом машин.
Марк Израилевич, который вообще-то был довольно приличным мастером, при желании мог подняться до гроссмейстера – в 1973-м он был чемпионом Москвы, а годом позже в чемпионате СССР разделил 5-7-е места, – но быстро понял, что практическая игра – это «не его». В куда большей степени его, экономиста-математика с красным дипломом от МГУ, привлекал процесс анализа, поиска истины. Одна из его первых книг, кстати, так и называлась: «Искусство анализа», – в ней на тот момент уже известный тренер показал как порой причудлив ход мысли игрока, как важно научить его правильно думать.
Дворецкий начинал с анализа шахматных позиций, а потом стал анализировать игроков, искать причины их ошибок и то, как от них избавиться. Он быстро находил их сильные и, что самое главное, слабые стороны, он придумывал специальные упражнения, собирал свою картотеку примеров. Его подход был чисто практическим, эффективным, он искал самый короткий и ясный путь к цели, к росту мастерства… Причем, его не интересовало то, как из слабого или среднего игрока сделать сильного. Только то, за счет чего можно сделать сильного еще сильнее, заставить его подняться и прыгнуть выше головы.
Дворецкий вскоре стал целенаправленно искать себе применение. И тут удача – к нему обратился Михаил Ботвинник, который в 1973 году подбирал команду для перезагрузки «Школы Ботвинника». И у него появилась редкая возможность опробовать свои, только что начавшиеся складываться методики, на самых талантливых юношах страны.
Через полтора десятилетия – в которые уложилась его работа с Наной Александрия и с тандемом Юсупов-Долматов, вместе с которыми будет помогать Виши Ананду в матче с Каспаровым – Марк доведет эти методы до совершенства, и создаст уже свою «Школу Дворецкого-Юсупова», выпускники которой будут конкурировать с птенцами из гнезда Ботвинника и Каспарова, а на Западе его будут ассоциировать прежде всего с ней. И с той поистине бесценной серией книг «Школа будущих чемпионов», которые родились из записей, сделанных на самой первой сессии. Если называть вещи своими именами, Марк Израилевич создал свое фундаментальное представление о шахматной теории и практике, которое принял мир, как в свое время работы Стейница или Нимцовича.
Дворецкий переработал и систематизировал все, что было до него и выстроил из этого безупречное многоуровневое здание: «Искусство маневрирования», «Уроки высшего шахматного мастерства», «Учебник эндшпиля», «Книга для друзей и коллег» и т.д. Из-под его пера не вышла ни одна посредственная или пустая книга! Прочитав эти книги и пользуясь его методикой, каждый желающий мог самостоятельно совершить серьезный скачок в понимании шахмат до мастерского уровня и даже выше… А единственное чем знаменитый тренер всегда принципиально пренебрегал – это изучение дебюта.
За многие годы работы с лучшими игроками мира от него это никогда не требовалось! Артуру Юсупову, Сергею Долматову, Нане Александрии, Алексею Дрееву, Александру Рязанцеву, Игорю Хенкину, Вадиму Звягинцеву, Виорелу Бологану, Эрнесто Инаркиеву, Евгению Наеру, Владимиру Поткину, Александру Мотылеву этого и не требовалось. Он был для них Учителем, человеком, который умеет видеть сквозь фигуры, докапываться до истины и научить главному. Не удивительно, что добрая половина учеников Марка – высококлассные тренеры, и теперь сами делятся знаниями Дворецкого…