Найти в Дзене
Новости ЕАН

Как обвинения в педофилии используют, чтобы устранить человека. И при чем здесь «палочная система» в СК.

В последнее время жителей Екатеринбурга и области потрясли жестокие преступления, связанные с несовершеннолетними. Изнасилование и убийство девочки в Асбесте, осуждение журналиста Фадейкова за надругательство над маленькой девочкой вызвали широкий резонанс в обществе.

Экс-мэру Екатеринбурга Ройзману пришло письмо из СИЗО № 1 — анонимный автор рассказывал о нескольких заключенных, которых безосновательно привлекли к ответственности за насильственные действия в отношении несовершеннолетних.

Ройзман предложил обратить внимание общественности на проблему осужденных за педофилию. По мнению политика, многие люди, которым предъявлено обвинение по этой тяжелой статье, находятся в местах лишения свободы безосновательно.

-2

В беседе с корреспондентом ЕАН Ройзман сообщил, что в полученном письме приводятся по меньшей мере 11 эпизодов обвинения в педофилии, которые выглядят подозрительно.

Бывший мэр полагает, что в настоящее время к этой теме привлечено пристальное внимание, переходящее в своеобразную «педоистерию». В пример он привел дела Сушко и Каюмова, за которыми следили все жители области.

Напомним, фитнес-тренер А. Сушко был обвинен в мастурбировании в присутствии ребенка еще в 2017 году. Девочка, ушедшая с занятий школы моделей, сидела рядом с мужчиной на диване. По словам потерпевшей, тренер совершал свои противоправные действия, прикрывшись папкой. Обвинения были неоднозначны, и защита много раз указывала на то, что ребенку задавались наводящие вопросы. Причем их задавал следователь и мать девочки. Однако кассационная жалоба была отклонена, а приговор вступил в силу.

Резонансным стало и дело аспиранта Каюмова, обвиненного бывшей женой в домогательствах к своему ребенку. Женщина рассказала о видео, где экс-супруг запечатлен с дочерью почти в голом виде. За Каюмова, которого явно обвинили ложно, вступились все сотрудники университета.

Только широкий общественный резонанс, инициированный в том числе СМИ, помог ученому избежать несправедливого наказания.

Ройзман отмечает, что следователи заняты доведением таких дел до суда, а затем предоставляют судьям разбираться с дальнейшей судьбой подследственных. Однако существует статистика, по которой оправдательные приговоры российских судов в целом составляют всего 0,2%, то есть на 500 обвинительных заключений приходится только одно оправдательное. Обвинения в педофилии обычно всегда заканчиваются приговором и длительным тюремным сроком.

Важную роль при рассмотрении подобных дел играет эмоциональная составляющая. В нашем обществе традиционно присутствует крайне негативное отношение к сексуальным домогательствам в отношении несовершеннолетних. Ройзман считает, что ему необходимо заняться этой темой, поскольку, когда людей уже посадят ни за что, вернуть их на свободу крайне проблематично. Экс-мэр надеется на адекватную реакцию СМИ и готов обратиться в прокуратуру.

В связи с темой, которую снова поднял Ройзман, своим взглядом на проблему поделился юрист Дмитрий Лебедев. Свою позицию он подтвердил случаями из собственной адвокатской практики.

Специалист начал с разъяснения теоретических основ по приводимым статьям обвинения. Эксперт отметил, что дети до достижения возраста 16 лет не обладают половой свободой, которая предполагает и свободу в выборе партнера для половых связей. Так что малолетние защищены статусом половой неприкосновенности. Любое действие совершеннолетнего лица в отношении несовершеннолетнего, носящее сексуальный характер, подлежит уголовному наказанию.

Возраст половой свободы не совпадает с возрастом совершеннолетия. Он начинается с 16 лет, однако в УК имеются исключения. Наиболее распространенными случаями в уголовной практике являются сексуальные преступления в отношении детей до 12 лет. Государство защищает малолетнего ребенка, поскольку он сам не может отвечать за свои деяния. Половые преступления против детей до 12 лет всегда наказываются особенно строго.

Обычно первыми о совершении преступлений сексуального характера против ребенка узнают родители. Но с учетом того, что в силу возраста дети не могут адекватно оценить произошедшее, при расследовании подобных случаев привлекаются специалисты судебной экспертизы, а также приглашаются психологи и психиатры.

Адвокат привел случай из собственной практики, когда от матери малолетнего ребенка поступило обращение о сексуальном насилии. Мальчик после развода родителей постоянно проживал с мамой. Отец мальчика мог по решению суда забирать его на выходные к себе домой.

Однажды на выходных отец и сын ходили в баню, после чего на телефоне ребенка мать обнаружила фотографии сына в обнаженном виде. Неприязненные чувства, которые женщина испытывала к бывшему супругу, подтолкнули ее написать заявление в полицию. Проверкой занялся сотрудник СК, который попросил мальчика подробно описать визит в баню. Со слов ребенка следователь написал в отчете, что отец трогал малолетнего за интимные места. Собранные материалы могли повлечь за собой возбуждение уголовного дела.

-3

Однако молодой следователь, который, по мнению Лебедева, еще не потерял веру в справедливость, стал сомневаться в правдивости рассказа ребенка. В беседах с мальчиком он определил, что тот находится под сильным влиянием матери и пересказывает ее слова. К счастью, в бане был свидетель – старший сын мужчины от другого брака. Он рассказал, что постоянно находился в бане с отцом и мальчиком и никаких противоправных действий в отношении малолетнего не видел. Если бы не показания свидетеля, для клиента адвоката все могло бы сложиться трагически. В связи с отсутствием события преступления в возбуждении уголовного дела было отказано.

Адвокат отметил, что широко распространены случаи, когда неловкие действия по отношению к несовершеннолетним могут быть оценены как нарушения половой неприкосновенности. Например, такая ситуация может возникнуть при нечаянном прикосновении к груди или ягодицам ребенка. Оставшиеся потожировые следы на одежде легко определяются с помощью криминалистической техники и могут служит доказательством вины.

Обычно такие действия происходят в отсутствие свидетелей. Когда родители узнают о них со слов ребенка, то обращаются в полицию. Доказательствами служат те самые потожировые отпечатки. Нужно всегда помнить, что за необдуманным прикосновением может последовать реальная уголовная ответственность.

Юрист согласен с экс-мэром, что проблема осуждения невиновных по статьям за половые преступления против несовершеннолетних существует. Но решить этот вопрос очень сложно, поскольку на следователей оказывает давление требование о количественных показателях. Все дела о сексуальных преступлениях против малолетних передаются в СК, где существует негласное правило: от каждого следователя прокурору должны поступить два законченных уголовных дела в течение одного месяца.

-4

Если следователь не выполняет эти показатели, его материальное содержание может значительно сократиться. Руководитель отдела также может быть лишен премиальных, поэтому он торопит следователя с передачей дела в суд.

Опровергнуть обвинения и защититься от них очень сложно, поэтому Лебедев рекомендует внимательно относиться к своим поступкам и избегать неосторожных действий в отношении детей.