Найти тему

SERM аудит: как сделать его быстро и бесплатно

Оглавление

Анализ репутации компании в интернете нужен для того, чтобы оценить образ бренда в глазах потенциальных клиентов. Для полноценного исследования будет достаточно базового представления о поисковых запросах и сервисов для просмотра выдачи.

Что такое SERM аудит

Это анализ текущего состояния репутации в интернете из выдачи поисковиков для построения стратегии улучшения.

Собственно, это — когда мы смотрим, насколько всё плохо и думаем, что делать дальше, чтобы стало лучше.

SERM аудит иногда дает неожиданные результаты
SERM аудит иногда дает неожиданные результаты

Первый этап: притча во языцех

Собираем запросы, по которым клиенты могут искать компанию в поисковике.

В запросах — название на русском, название латиницей, название сайта — прогоняем через сервис Яндекса Вордстат.

Запросы для компании со сложившейся репутацией
Запросы для компании со сложившейся репутацией

Для особо скрупулезных — можно посмотреть подсказки и подсветки в любых поисковых системах. Оцениваем целесообразность исходя из целевой поисковой системы продвижения и бюджета.
Если запросов слишком много для обработки, берем наиболее сочные и соответствующие нашим целям.

На каждом этапе проверяем, правильно ли мы понимаем, что делаем и зачем. Это очень важная часть работы с любой статистикой.

Если репутация нулевая — делаем предположительные запросы (сейчас их нет, так как компания работает недавно, но они обязательно будут).

По следующей схеме:

название кириллическое
название кириллическое + отзывы
название латинское
название латинское + отзывы
название сайта
название сайта + отзывы

Пример запросов для умозрительного бренда Тридекаэдр:
Тридекаэдр
Тридекаэдр отзывы
Tridecahedron
Tridecahedron отзывы

tridecahedron com
tridecahedron com отзывы

Кроме слова "отзывы" в предполагаемые запросы можно добавить сферу деятельности. Особенно актуально для компаний с заезженными названиями типа "Малыш", "Дельта". Для таких мы уточняем "дельта стройматериалы" или "дельта компьютерные аксессуары".

Для еще большего уточнения можно добавить целевой регион для оптимизации. Например, если компания работает в Москве в пределах МКАД, дальневосточная репутационная выдача будет не особенно принципиальна для анализа ситуации.

Второй этап: с миру по нитке

Для обработки репутации в интернете и анализа топа выдачи нам нужно взять наши запросы и посмотреть выдачу поисковиков по каждому из них. Для этого есть платные сервисы, бесплатные сервисы, условно бесплатные сервисы и есть наши руки, терпение и рабочее время.
Храни боженька бесплатные сервисы!

Анализ выдачи для вымышленной компании Тридекаэдр
Анализ выдачи для вымышленной компании Тридекаэдр

Лично я предпочитаю пользоваться сервисом arsenkin check top и pr-cy. С помощью них можно довольно быстро получить выдачу по всем интересующим нас запросам.

Поскольку компания "Тридэкаэдр" вымышленная, выдачи по ней будут разноцветными (выбрано цветовое выделение одинаковых доменов).
Итак, мы получили очень много страниц, каким-то образом связанных с нашими целевыми репутационными запросами. Просмотреть это вручную практически невозможно. Объем работы можно регулировать глубиной поиска (смотреть топ10/20/30) и количеством запросов.

Таким образом мы получили исчерпывающий список активных репутационных площадок, которые может увидеть пользователь, заинтересовавшийся репутацией компании.


Упростим себе работу

Можно, конечно, просмотреть все площадки вручную. Но лучше применить для начала Гугл таблицы.
Собираем все собранные страницы в столбец A (их может получиться несколько тысяч, в зависимости от глубины аудита и количества запросов), а в столбце B пишем формулу =unique(A:A)

Собираем уникальные URLы
Собираем уникальные URLы

Таким образом мы получим в столбце B исчерпывающий список уникальных страниц для анализа. Команда UNIQUE исключает дубли, чтобы не просматривать отдельные страницы дважды, и тем самым экономит нам кучу времени.
Далее можно открывать через Alt+Enter до 20 ссылок (сколько позволит объем оперативной памяти компьютера) из таблицы единовременно и исключать заведомо неинтересные площадки.

Чтобы держать всю необходимую нам для анализа информацию в поле зрения, строим подобную итоговую таблицу SERM аудита:

Анализ репутации компании — пример итоговой таблицы. Для компании требовалось оценить популярность и тональность карточек на геосервисах.
Анализ репутации компании — пример итоговой таблицы. Для компании требовалось оценить популярность и тональность карточек на геосервисах.

Сортируем на свой вкус и цвет (в зависимости от целей и бюджета).
Вносить информацию в таблицу аудита можно как вручную (актуально для маленьких агентств, скромных брендов и домашнего изучения), так и с помощью функции =importxml и xpath запросов, но об этом мы поговорим позже.

Вопрос с подвохом:
Как думаете, 100% положительных отзывов — это хорошая репутация, или очень хорошая?