Найти тему

Новое в законодательстве «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»

Каждый из нас неоднократно сталкивался с ситуацией, когда возникала необходимость обратиться в страховую компанию, по вопросу страховой выплаты, отказа от договора страхования либо по иным причинам и не всегда Ваше обращение удовлетворяется в размере заявленных Вами требований.

Для разрешения возникших спорных ситуаций законодатель предусмотрел возможность обращения к финансовому уполномоченному.

3 сентября 2018 г. за исключением отдельных положений вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», которым установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями. Названным законом определен порядок введения его в действие путем поэтапного распространения положений закона на различные виды финансовых организаций. Согласно положениям части 1 статьи 28 и статьи 32 Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» данный закон с 1 июня 2019 г. вступил в силу в отношении страховых организаций, осуществляющих деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусмотренному Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» , по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и по страхованию средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта), к которому, в частности, относится добровольное страхование автотранспортных средств (пункт 1 части 1 статьи 28, часть 5 статьи 32 Закона).

С 28 ноября 2019 г. Закон вступил в силу в отношении страховых организаций, осуществляющих деятельность по иным видам страхования, кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование, а с 1 января 2020 г. – в отношении микрофинансовых организаций. В отношении кредитных потребительских кооперативов, ломбардов, кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов данный закон вступает в силу с 1 января 2021 г.

Новый порядок предусматривает, что потребитель финансовых услуг вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав только после рассмотрения спора финансовым уполномоченным, в случае несогласия с его решением.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращения потребителей, если размер имущественных требований к финансовой организации не превышает 500 000 рублей. На требования потребителя, вытекающие из договоров ОСАГО, ограничение по размеру заявляемых имущественных требований не распространяется.

Решение, принятое финансовым уполномоченным по результатам рассмотрения обращения потребителя подлежит обязательному исполнению финансовой организацией в указанный в решении срок.

До направления финансовому уполномоченному обращения потребитель финансовых услуг должен направить в финансовую организацию заявление в письменной или электронной форме.

Если в установленные законом сроки (15 рабочих дней со дня получения заявления потребителя, направленного в электронном виде, и 30 дней со дня получения заявления в иных случаях) финансовая организация не направила ответ на заявление или ответ получен, но он не устраивает, потребитель вправе направить обращение финансовому уполномоченному.

В ст. 17 Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» указаны требования к обращению а так же определен перечень документов которые должны быть приложены к заявлению, а именно: копии заявления в финансовую организацию и ее ответа (при наличии), а также имеющиеся копии договора с финансовой организацией и иных документов по существу Вашего требования.

В течение 3-х рабочих дней со дня поступления обращения финансовому уполномоченному потребителю будет направлено уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению.

В соответствии c частью 2 статьи 25 Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в части 2 статьи 15 4 этого закона, только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 1 этой статьи (непринятие финансовым уполномоченным решения в установленный законом срок).

В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного потребитель вправе обратиться с иском непосредственно к финансовой организации в порядке гражданского судопроизводства (пункт 3 части 1, часть 3 статьи 25 Закона) в районный суд или к мировому судье в зависимости от цены иска.

В данной статье изложены основные положения и нововведения в законодательстве, которые помогут Вам понять весь механизм и порядок обращения за защитой своих нарушенных прав.