Найти тему
Две Войны

Как советские танкисты могли схватить Гитлера в 1943 году

Оглавление

По многим данным, в феврале 1943 года Адольф Гитлер посещал штаб немецкой группы армий «Юг», располагавшийся в Запорожье. Фюрер пробыл в городе два дня и покинул его спешно, под гулкие удары орудий: советские танки стремительно прорывались и были всего лишь в пяти километрах от аэродрома, с которого улетал Гитлер.

Некоторые жители Запорожья, чьё детство или юность пришлись на годы немецкой оккупации, после войны рассказывали о кортеже Гитлера, который проносился по очищенным от людей, особо охраняемым улицам.

А кое-кто даже узрел сквозь ряды оцепления и самого Гитлера, выходящего из машины у здания бывшей женской гимназии (ныне один из корпусов Запорожского национального университета, на перекрёстке улиц Гоголя и Леппика).

К этим рассказам относились с недоверием, как к одной из «городских легенд». Но потом, уже в наши дни, рассекреченные архивные документы подтвердили: визит Гитлера к Манштейну в Запорожье был. В частности, об этом обстоятельно рассказано в протоколах допросов бывшего генерал-лейтенанта вермахта Рейнера Штагеля, в 1955 году умершего в советском плену.

Как Гитлер оказался в Запорожье и какой была цель его визита

После победы под Сталинградом Красная Армия развернула наступление на Донбасс и Харьков. В Ставке Верховного Главнокомандования уже строили планы захвата всех основных переправ через Днепр у городов Днепропетровск и Запорожье.

Командующие Юго-Западным и Воронежским фронтами старались развить успех, несмотря на то, что войска значительно поредели и были измотанными; тылы остались вдали передовой, а враг сопротивлялся всё сильнее. Рассуждали так: раз дерутся арьергарды, прикрывающие отход основных сил, значит – враг сломлен, бежит! Поэтому – только вперёд!

Но немцы хотели реванша за сталинградскую катастрофу и готовились к нему. К середине февраля 1943 года группа армий «Дон», остававшаяся под командованием Манштейна и оказавшуяся теперь вдали от Дона, была переименована в группу армий «Юг». Она была усилена «нацистской гвардией» – танковыми дивизиями SS «Адольф Гитлер», «Рейх», «Мёртвая голова», моторизованной дивизией «Великая Германия», переброшенными из группы армий «Центр».

К времени визита фюрера, группа армий «Юг» насчитывала уже тридцать дивизий. Этим силам предстояло остановить наступление Красной армии, а потом и повернуть ход военных действий вспять.

Эрих фон Манштейн (крайний слева) и Адольф Гитлер на совещании. Фото в свободном доступе.
Эрих фон Манштейн (крайний слева) и Адольф Гитлер на совещании. Фото в свободном доступе.

Штаб группы армий «Юг» располагался в Запорожье. Туда 17 или 18 февраля (по разным данным) 1943 года и прибыл на совещание с Манштейном Гитлер вместе с сопровождающими лицами.

Прилетели они, естественно, не из Берлина, а из полевой ставки немецкого верховного главнокомандования – Вервольф. Этот мощный бункер был выстроен с ноября 1941-го по май 1942-го годов рабским трудом советских военнопленных. Он располагался в восьми километрах от Винницы, около посёлка Стрижавка. От него до Запорожья было чуть более 500 км лёта на восток.

Гитлера и сопровождающих его лиц разместили в помещениях бывших советских казарм авиационной военной части. Сейчас на этом месте находится Космический микрорайон города Запорожье.

В штабе фюрер провёл с командующими серию совещаний, посвящённых перегруппировке сил, формированию Восточного вала и перспективам контрнаступления. 19-го или 20-го февраля (по разным данным) все собравшиеся высокопоставленные лица получили несколько тревожных донесений, а потом и сами отчётливо услышали в отдалении канонаду: это били орудия советских танков, направлявшихся к Запорожью.

Руины бункера Вервольф под Винницей, фото сентябрь 2020 года. Фото в свободном доступе.
Руины бункера Вервольф под Винницей, фото сентябрь 2020 года. Фото в свободном доступе.

Поспешный отъезд

Некоторые представители генералитета предлагали не обращать внимания на призрачную угрозу дальнего прорыва противника и продолжать совещания. Они указывали на то, что поспешный отъезд фюрера из штаба, под аккомпанемент советских орудий, может произвести скверное впечатление.

Но разведданные настаивали: танки противника приближаются, рисковать нельзя. Гитлер под благовидным предлогом (дескать, нужно теперь срочно встретиться с Гудерианом), поспешно завершил свою деятельность в штабе и выехал на аэродром. Там орудийная перестрелка была слышна намного громче.

Гитлер и Манштейн у личного самолёта фюрера. Фото для иллюстрации. Фото в свободном доступе.
Гитлер и Манштейн у личного самолёта фюрера. Фото для иллюстрации. Фото в свободном доступе.

Это не удивительно: по сведениям бывшего генерал-полковника Вермахта Курта Цейтцлера, советские танки удалось остановить всего в пяти километрах от аэродрома, где в тот момент находился Гитлер:

«Им преградил путь бронепоезд с зенитными установками и другими артиллерийскими орудиями. Одновременно с аэродрома поднялись самолёты прикрытия. Русские танки дальше уже не прорвались, а Гитлер на личном самолёте с эскортом истребителей вылетел в Винницу»

Рейнер Штагель, который в это время находился в ставке Вервольф, куда был вызван для нового назначения, обратил внимание на то, что фюрер возвратился из Запорожья в необычайно возбуждённом состоянии. Вскоре коллеги объяснили ему взвинченное нервное состояние Гитлера.

Как танки Красной Армии попали в район Запорожья?

«Русские прорвали фронт в районе Изюма, и одной из их танковых колонн удалось зайти очень далеко – в район Запорожья», – так, по словам Штагеля, ему сказали сопровождавшие Гитлера лица.

Дел в том, что командующий Юго-Западным фронтом генерал Ватутин принял перегруппировку войск Манштейна за стремление быстро отойти за Днепр (подробнее об их дуэли можно читать здесь). Он отправил в прорыв 25-й танковый корпус генерал-майора Павлова.

Советские танки в зимнем прорыве. Фото в свободном доступе.
Советские танки в зимнем прорыве. Фото в свободном доступе.

Ещё недавно это соединение вело бои за Донбасс. А 11 февраля 25-й танковый корпус был брошен в 500-километровый марш в район города Павлограда Днепропетровской области. Павлову была поставлена задача: быстро двигаясь направлении Синельниково – Славгород – Запорожье, захватить узел железных и шоссейных дорог в районе Раздоров, и отрезать путь для отступления противника и его переправы через Днепр.

Танки генерала Павлова глубоко вклинились в территорию, занятую Вермахтом, и дошли до северо-восточной окраины Запорожья, в районе аэродрома Мокрое. Чем и напугали Гитлера и немецкий генералитет. Так далеко в тыл врага за весь период 1942-1943 гг. не заходила ни одна танковая или стрелковая часть РККА.

Но овладеть аэродромом советским танкистам не удалось. Да они и не знали, конечно, что за «птица» там находится. Штурмовать город своими силами было бы самоубийственным безумием. Танкистам грозило окружение, и они начали отступать навстречу 6-й армии генерала Харитонова, которую Ватутин бросил в наступление в направлении Запорожья.

Контрударом Манштейна 6-я армия была отброшена. А танковый корпус Павлова был вынужден, отступая, 13 суток сражаться с навалившимися на него превосходящими силами противника. В жестоких схватках в районе Павлограда Павлов был дважды ранен и передал командование корпусом полковнику Стебловцеву. Сам же, вместе с другими тяжелоранеными танкистами, остался в одном из сёл, где и попал в плен к немцам.

Пётр Петрович Павлов (послевоенное фото). Фото в свободном доступе.
Пётр Петрович Павлов (послевоенное фото). Фото в свободном доступе.

В плену Пётр Петрович Павлов пробыл до самого победного мая 45-го. Он несколько раз, на разных уровнях убеждения и устрашения, отказывался сотрудничать с власовцами. Был помещён в концлагерь Флоссенбюрг. О том, какие ещё советские генералы в плену отказались сотрудничать с немцами, можно читать здесь.

В конце апреля 1945 года, во время «марша смерти» из Флоссенбюрга в Дахау, Павлов бежал, сутки просидел в пруду, после чего смог выйти к своим. Генерал-майор успешно прошёл спецпроверку НКВД и после войны продолжил службу в танковых войсках.

Не исключено, что Гитлер побывал в штабе группы армий «Юг» в Запорожье не один раз. Но можно не сомневаться в том, что именно эта поездка запомнилась ему больше всего.

О воспоминаниях советского танкиста на Т-34-85, можно читать здесь

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки , подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !Подписывайтесь на канал "Две войны " в телеграмм

А теперь вопрос читателям:

Как Вы считаете, мог ли Гитлер попасть в плен на том аэродроме?