Европейский Союз теперь намерен следовать собственному стратегическому курсу и наращивать автономию в действиях. Об этом сказано в заявлении Совета Евросоюза по вопросам отношений с США. Ранее верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель назвал спорным вопрос понимания стратегической автономии.
«В ходе рабочего обеда обсудим спорный вопрос стратегической автономии и того, что она предполагает. На это у нас уйдёт довольно много времени, потому что необходимо уточнить смысл этого понятия, а также путь продвижения того, что нам действительно нужно».
А этот вопрос стал актуальным в условиях непредсказуемой политики США. И стоит рассчитывать, что США будет всеми силами противодействовать самостоятельности ЕС, в первую очередь в военной сфере.
«Следуя собственному стратегическому курсу и наращивая потенциал к автономным действиям, более сильный Европейский союз сможет активно способствовать укреплению трансатлантического партнёрства и выполнению поставленных в рамках этого формата задач», — сказано в заявлении Совета ЕС.
Однако в Брюсселе заодно снова говорили о «стратегической важности партнёрских отношений между Европейским союзом и Соединёнными Штатами Америки в качестве наиболее важных и тесных в мире». Евросоюзу «вместе с Соединёнными Штатами необходимо укреплять нашу стратегическую устойчивость и энергетическую безопасность, противодействовать гибридным угрозам (в том числе дезинформации), успешно противостоять мерам экономического принуждения и посягательствам на важнейшие объекты инфраструктуры, наращивать усилия по борьбе с несправедливыми торговыми практиками и сохранять за собой технологическое преимущество».
Совет Евросоюза положительно оценил намерение демократа Джо Байдена, уже признанного в Брюсселе президентом США, «в кратчайшие сроки вернуть Соединённые Штаты в круг участников Парижского соглашения по борьбе с изменением климата». Не столько важен климат, сколько Европейский союз рассчитывает совместно с США наращивать темпы роста в области обороны и безопасности. Например расширением сотрудничества в сфере общих интересов, укреплением нераспространения и контроля над вооружениями, а также по ядерной сделке с Ираном.
В планах Евросоюза стоит также возобновление совместных с США усилия по реформированию Всемирной организации здравоохранения и Всемирной торговой организации. В ЕС также отметили, что на рассмотрение глав МИД стран-членов представили инициативу Европейской комиссии и Верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности о перезапуске взаимодействия с США. Она будет реализована, если Байден официально станет президентом Соединённых Штатов.
В середине ноября Жозеп Боррель уже заявил, что при администрации Байдена ЕС и США «будут друзьями, союзниками и партнёрами». Только вряд ли уровень доверия вернётся к тому, какой был до прихода к власти Дональда Трампа. «Думаю, у нас будут структурированные отношения. Но мы должны быть реалистами: за эти годы в основе американского общества произошли большие изменения, которые останутся и после Трампа». Европа теперь должна быть в состоянии сама при необходимости отстаивать свои интересы и ценности. Особо интересно замечание, что некоторые угрозы, с которыми сталкивается Евросоюз, «находятся за рамками компетенций НАТО».
«Европа должна быть автономной в таких областях, как технологии, торговля, валютный курс, контроль над миграционными потоками», — и одной этой фразой может быть разрушен целый ряд рычагов влияния США на Евросоюз, а вместе с этим начнутся проблемы уже и в остальных сферах. Вряд ли США так легко согласятся отдавать контроль.
Хотя это процесс явно не одного месяца, и одними только словами он не может быть поддержан. В конце ноября генсек НАТО Йенс Столтенберг прямо заявил, что Евросоюз «не сможет защитить Европу» без поддержки и только присутствие военных Соединённых Штатов даст гарантию безопасности. «Гарантия безопасности со стороны США, ядерное устрашение и присутствие американских войск в Европе абсолютно необходимы для обороны Европы. Любая попытка ослабить связь между Северной Америкой и Европой ослабит НАТО, а также расколет Европу».
По словам Столтенберга, если уверится, что ЕС может в одиночку защитить Европу, возникает другой риск. Политические силы в США, которые выступают против многосторонности и трансатлантического сотрудничества, используют это как повод для того, чтобы сократить обязательства перед Европой. И все равно оставят ее без поддержки.
Рассматривая сокращение зависимости от НАТО и расширение собственных возможностей, Евросоюз все равно встает перед вопросом, должен ли он обладать собственными вооружёнными силами и следовать автономной концепции. Надо ли Евросоюзу действовать самостоятельно в военных вопросах или всё-таки координировать свои действия с НАТО и США. По идее, концепция стратегической автономии ЕС предполагает расширение возможностей Евросоюза по проведению военных операций без опоры на США и НАТО.
Активизация разговоров об автономии может быть и простым сотрясением воздуха, чтобы получить дополнительную помощь от США на финансирование оборонных затрат, в том числе как часть обязательств перед НАТО».
А в Вашингтоне инициатива ЕС о стратегической автономии точно не вызовет одобрения. Ведь она включает в себя и расширение инвестиций и государственных дотаций в оборонную промышленность самих стран Евросоюза. Так значительная часть госзаказов будет поступать в ЕC, а не в США. В этом заинтересованы многие страны объединённой Европы, которые имеют сильный военно-промышленный комплекс, например Германия, Франция и Италия.
Потому Вашингтон будет всеми силами этому противодействовать, просто не желая отдавать деньги и власть. США вполне могут ввести санкции в отношении европейских предприятий двойного назначения, которые одновременно производят и вооружения, и гражданские товары. Евросоюз должен учитывать такой исход событий, поэтому не будет спешить с активными действиями . Вашингтон будет мешать этому процессу, опасаясь самостоятельности Европы в военной и других сферах. Ведь такой разворот в политике обозначит существенное умаление интересов США, которые в настоящее время выстраивают политику Европы.