За последние годы в столице сформировалась надёжная и эффективно функционирующая цифровая инфраструктура. Весной 2020 года на её базе были оперативно развернуты технические решения, которые и сегодня помогают городу противостоять распространению коронавирусной инфекции.
Цифровые сервисы позволили жителям контактировать с городскими службами онлайн, предпринимателям — продолжать работу, а школьникам и учителям — обеспечить непрерывный образовательный процесс.
Комплекс цифровых решений Москвы, направленных на борьбу с пандемией, получил премию Рунета в номинации «Технологии vs коронавирус».
В период пандемии официальный сайт Мэра Москвы mos.ru стал главным инструментом взаимодействия жителей и бизнеса с городом. На mos.ru москвичам доступно онлайн более 370 услуг и сервисов. Так, есть возможность передавать показания счётчиков и оплачивать услуги ЖКХ, домашний интернет, мобильную связь, автомобильные штрафы, получать информацию об эвакуации транспорта, смотреть за успеваемостью ребёнка, записываться к врачу, заботиться о домашних животных.
В 2020 году был запущен новый проект — электронная медицинская карта. У москвичей появился доступ к результатам анализов и медицинских исследований, в том числе на коронавирус и иммунитет к COVID-19, а также доступ к информации о приемах врача и вызовах скорой помощи. С момента запуска сервиса электронной медицинской картой воспользовались более 1,7 миллиона жителей.
Доступ к ней можно получить на портале mos.ru и в мобильном приложении «ЕМИАС.ИНФО». Кроме того, на этих ресурсах, а также с помощью мобильных приложений «Моя Москва» и «Госуслуги Москвы» стало возможным записаться на ПЦР-тестирование и анализ на антитела.
Пандемия стала настоящим вызовом для системы образования. На платформе «Московская электронная школа» («МЭШ») был реализован функционал для проведения видеоконференций. Это необходимо для организации дистанционного обучения в рамках единого сервиса. Кроме того, с помощью «МЭШ» школьники могут отслеживать расписание уроков, оценки, домашние задания, а родители — получать информацию о ходе образовательного процесса.
Библиотека «МЭШ» содержит большое количество образовательных материалов, которые помогают сделать учебу эффективной и интересной. Эти материалы доступны бесплатно в любой точке мира, их могут дополнять как педагоги, так и сторонние разработчики. В новом учебном году библиотека МЭШ пополнилась новым видом контента — видеоуроками. Благодаря им появились дополнительные возможности для объяснения и закрепления материала как на уроке, так и дома.
Цифровые пропуска и чекины
Незаменимым инструментом борьбы с распространением коронавируса стала система цифровых пропусков для передвижения по городу на личном и общественном транспорте, которая была развернута весной на базе mos.ru и общегородского контакт-центра. Она позволила сократить число социальных контактов среди москвичей, сгладить кривую заболеваемости и, таким образом, снизить нагрузку на систему здравоохранения.
Для её функционирования в кратчайшие сроки была произведена интеграция нескольких городских и федеральных информационных систем. Пропуск в виде 16-значного буквенно-цифрового кода или QR-кода можно было получить на портале mos.ru, с помощью СМС, а также по телефону единой справочной службы Правительства Москвы.
Для жителей Москвы с подтвержденным диагнозом COVID-19 было разработано мобильное приложение «Социальный мониторинг». Оно используется и сейчас и предназначено для тех, кто болеет бессимптомно или в легкой форме, проходя лечение на дому. Сервис помогает уведомлять город о добросовестном соблюдении карантина.
Осенью 2020 года была внедрена система регистрации (чекинов) с помощью QR-кодов в развлекательных заведениях, благодаря которой удалось не прерывать работу целой отрасли и предупреждать посетителей заведений о возможном контакте с подтвержденным носителем COVID-19. Сейчас эта система используется во всех государственных учреждениях, а также рекомендуется к применению организациям, обслуживающим граждан.
Спецпроекты на портале mos.ru
Портал Мэра Москвы в период пандемии стал основным источником достоверной информации о ситуации с распространением коронавирусной инфекции в городе. На mos.ru размещен специальный проект «Коронавирус: официальная информация», в котором публикуются официальные данные о ситуации с COVID-19 и мерах, которые принимает Правительство для противодействия распространению заболевания. С момента запуска на страницу проекта зашли уже более 17,5 миллиона человек.
Также на портале был открыт спецпроект «Работа из дома». С его помощью компании могут узнать, как подавать сведения о режиме работы сотрудников, получить ответы на интересующие вопросы и поделиться опытом организации рабочего процесса в режиме онлайн.
Кроме того, на mos.ru в период пандемии были запущены проекты «Помогаем онлайн» и «Культура Москвы онлайн», сервис «Прогулки в парках», услуга «Обжалование штрафов за нарушение режима самоизоляции», сервис для предприятий по передаче информации о переводе 30 процентов сотрудников на дистанционный формат работы.
Помощь жителям и бизнесу
Получать актуальную информацию в период пандемии жителям также помогает общегородской контакт-центр, который обработал почти 10 миллионов обращений москвичей за все время пандемии. А на медиаплатформе #Москвастобой доступны онлайн-экскурсии по столице с рассказами о достопримечательностях, музеях, выставках и культурных проектах.
Поддержка бизнеса
В апреле 2020 года в рамках проекта «Москва помогает! Субсидии малому бизнесу», реализованного Департаментом предпринимательства и инновационного развития Москвы, создан фронт-офис для предпринимателей с возможностью получения информации, консультации и подачи заявки на получение субсидии от Департамента по принципу одного окна, а также оперативного онлайн-подбора подходящей субсидии по ИНН компании.
За это время сайт посетили около 810 тысяч уникальных пользователей. Специалистами обработано почти 117 тысяч обращений, проконсультировано около 34 тысяч компаний. На получение субсидий с сайта поступили 36,5 тысячи первичных заявок.
Фронт-офис признан одним из лучших в номинации «Государство и общество». Он позволяет предпринимателям получить исчерпывающую и актуальную информацию о субсидиях для малого и среднего бизнеса Москвы, консультации по формированию необходимого пакета документов и подать заявку на выплаты.
Платформа Московского инновационного кластера (МИК) была также удостоена отдельной премии Рунета в номинации «Экономика и бизнес». В период пандемии сайт i.moscow стал работать как служба одного окна для взаимодействия профильных органов власти с бизнес-сообществом.
Какие из этих сервисов вам знакомы, а о каких вы узнали в первые?
Делитесь в комментариях своими впечатлениями, а также подписывайтесь на нас в соцсетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram, Facebook и Twitter.