Субъективно о кино: Художественный фильм "Луна 2112".
Что будет, если положить на тарелку "Догвилль", приправив небрежно "Шоу Трумэна", а вместо ножа с вилкой предложить "Космическую одиссею"? Или, точнее, вместо тарелки...
Не уверен, что у каждого найдется, что сказать самому себе - глядя в глаза, кроме, разумеется, междометий. У Сэма за его недолгую, но весьма однообразную вахту, недостатка в словах не будет. Тот самый, бракованный "номер пять" из "Короткого замыкания" снова с нами. Для настоящего Сэма это означало бы, что границ не существует. Да вот незадача - примитивные действия требуют настоящего автоматизма. Куда проще организовать все в виде саморегулирующегося организма. И посматривать, как бегают веселые человечки.
Космический антураж лишь подчеркивает замкнутость внутреннего пространства, одичавшее состояние главного героя великолепно обыграно музыкой, сопровождающей рейды луноходов на фоне статичных пейзажей. Обволакивающее одиночество сдавливает нервы изнутри, а когда становится ясно, что голубое небо и крик собственного ребенка - лишь парад электронов на пленке, крутящейся между полушариями - хочется кричать от бессилия.
Мы уже не дети, и ощущения - странны, ведь сопереживать приходится не людям и не животным. По сути, перед нами камера обскура без живых персонажей. Запрограммированный хоровод просчитанного существования. Хорошо просчитанный разброс возможностей. Предугаданный выбор. Можно ли считать голос на пленке свидетельством реальности? Нарочитое сходство Герти и кубриковского Хэла здесь не для того, чтобы оправдать интригу - Герти уморительно психологичен, в нем есть даже подпрограмма жалости.
Тот, кто захочет, может считать это произведение новой (на голубом экране) вехой чистой концептуальной фантастики. Возвращением к истокам, одой Азимову и Хайнлайну на перфорированных карточках. И это тоже прекрасно.
Если мы вспомним, что основной мотив - старые добрые баксы, становится понятным отсутствие рефлексии и утонченный цинизм хозяев этой мизансцены - куда там Азимову с его тремя законами. Взгляд из прошлого века трепетно помещал искусственных созданий на одну ступень с человеком, поднимая вселенские вопросы нравственности - мы же безбожно растоптали постулаты наивного старикана.
Отработанные шестеренки вместе с модулями памяти - в утилизатор. Повторить по истечении срока. Хотя организм в сборе мог бы дать нам фору по части внутренних сопереживаний. Мы так давно взяли на себя роль господа Бога, что решения - кому жить, а кому умирать, даются умопомрачительно легко. Кто остановит нас?
Всегда кто-то должен выйти из строя. Открыть Америку. Изобрести колесо. Да хотя бы просто поверить в себя. Очень жаль, что таких индивидуальностей - единицы. Особенно в бескрайнем космосе, на маленькой голубой планете по имени Земля.