Эпоха Великих географических открытий охватывает период с середины XV до середины XVI века, когда испанцы и португальцы открыли морские пути в основные части света.
Что же заставляло королей Испании и Португалии, финансистов, купцов и судовладельцев регулярно снаряжать дорогостоящие заморские экспедиции, коммерческий успех которых был чаще всего весьма сомнительным?
Португальские историки, например, не скупятся на похвалы наследнику португальского престола Генриху (Энрики) Мореплавателю, жившему во середине XV века, и положившему начало открытиям португальцев в восточной части Атлантического океана.
Генрих действительно организовал и участвовал в финансировании целого ряда португальских морских экспедиций к западному побережью Африки, хотя и не принял личного участия ни в одной из них.
При нем и при его покровительства португальцы достигли больших успехов в мореходстве и кораблестроении. Основным судном португальского флота стала "каравелла" - трехмачтовое судно с косыми парусами.
Считается, что цель всех этих экспедиций была торгово-коммерческой - открытие морского пути в Индию и к "островам пряностей" в обход Африки, так как прямой путь туда был блокирован мусульманскими странами и прежде всего Османской империей.
Однако протяженность африканского континента с севера на юг оказалась гораздо больше, чем представлялось изначально европейским географам - 7992 км. И тем не менее португальские корабли упорно продвигались на юг вдоль западного, а позднее и южного берегов Африки.
Одним любопытством или страстью к мореплаванию это объяснить нельзя... Разгадка, как обычно гораздо проще.
До поры до времени экспедиции Энрики были явно убыточными. Принц затратил большие средства на открытие необитаемых островов в Атлантическом океане и почти необитаемых стран на побережье Африки.
Однако в 1443 году экспедиция Нуну Триштана, обогнув мыс Бланко (Кап-Блан за 21° с. ш.) обнаружила острова Ангрен, где португальцы захватил 30 чернокожих рабов и продали их очень дорого в Лиссабоне...
Так началась история европейской работорговли, продолжавшаяся более 400лет.
В 1444 году шесть каравелл под начальством Лансаротти Нисанья, приближенного принца, отправленные к Ангренам, доставили 165 чернокожих мужчин, женщин и детей. В следующий раз Лансаротти Нисанья привез 235 рабов.
Невольно вспоминается эпизод из старого советского фильма "Пятнадцатилетний капитан" (по Жюль Верну), где некий португалец высокомерно говорит капитану английского судна: "Я не Негоро. Я Себастьян Перейра, торговец "черным деревом" (африканскими рабами)...
Из безрассудного мота Энрики превратился в героя в глазах дворян и купцов. Охота за рабами ускорила продвижение португальских каравелл вдоль берегов Западной Африки.
Жители островов и африканского побережья в панике бежали от португальцев. Для ловли африканцев португальские работорговцы с ведома христолюбивого принца стали дрессировать огромных кровожадных собак.
В 1445 году капитан Диниш Диаш обогнул западную оконечность Африки - Зеленый мыс (14,4° с. ш., на 800 км южнее мыса Бланко). Это был первый к югу от Сахары пункт, где росли пальмы. Таким образом, португальцы, охотясь за рабами за один год преодолели расстояние, на каторое раньше потратили десяток лет.
При Энрики началась массовая торговля африканскими рабами. Он получил от римских пап санкцию на монополию африканской торговли и на захват всех приморских районов.
После набегов жители побережья, завидя в море португальские корабли уходили в полосу саванн или укрывались в лесных зарослях. Поэтому работорговцы предпочитали переходить от уже освоенных берегов к еще не разведанным.
Этим объясняются высокие темпы продвижение португальских мореходов вдоль западного побережья Африки: 11 лет - от мыса Боходор до Зеленого мыса (1800 км); 14 лет - на участок между Зеленым мысом и Золотым берегом (2500 км); пять лет - от Золотого берега до мыса Санта-Катарина в государстве Конго (1600 км).
Принц Энрики Мореплаватель умер в 1460 году. При жизни Энрики западный берег Африки был обследован и нанесен на карты на протяжении почти 3500 км от Гибралтара до побережья южнее истоков реки Нигер (12° с. ш.).
Через 15 лет после его смерти продвижение португальцев на юг продолжилось. В 1470 году капитаны Жуан де Сантарен и Перу ди Ишкулар достигли Золотого Берега (Гана), где действительно были богатые золотые россыпи и португальцы приобрели много золотого песка.
В 1481 году португальцы построили здесь форт и основали колонию Сан-Жоржи-да-Мина ли просто Мина, откуда стали продвигаться дальше на юг, захватывая и продавая рабов.
Когда в приморской полосе португальцы сталкивались с затруднениями в охоте за рабами, они заходили в реки, поднимались по ним иногда довольно далеко от устья. Так были исследованы почти все реки западной Африки и Гвинейского залива, от Сенегала до Кунене.
В 1482 году Диогу Кан вышел на одной из каравелл из гавани Мины и прошел вдоль берега к юго-востоку около 700 км, открыв устье реки Конго.
В 1484 или в 1485 году Диогу Кан на двух кораблях, штурманом одного из которых был Перу ди Ишкулар, вышел из Лиссабона и миновав колонию Сан-Жоржи-да-Мина продвинулся на юг вдоль побережья Анголы и Намибии до 22° ю. ш.
Таким образом Кан открыл 2500 км западного берега материка к югу от экватора, обнаружив устье реки Кунене.
У 21,4° ю. ш. на побережье пустыни Намиб, в Юго-Западной Африке Кан установил падран (памятный каменный столб), найденный в 1893 году.
Дальнейшая судьба Кана не выяснена. Предполагают, что он достиг родных берегов в 1486 или в 1487 году.
До достижения южной оконечности Африки оставался один шаг...
Продолжение следует...