Идею для данной статьи мне подкинуло невзрачное двухэтажное здание, расположенное на Рузовской улице в Санкт-Петербурге. Мы продолжаем путешествие согласно мнемоническому правилу "Разве Можно Верить Пустым Словам Балерины", где название Рузовская соответствует слову "разве".
Дом 1910 года постройки, который явился моим вдохновителем, принадлежал баронессе Анне Фёдоровне Штакельберг. Жена барона
фон Штакельберга Ивана Ивановича - участника русско-японской кампании и Первой мировой, награждённого несколькими орденами, имела в Петербурге несколько домов.
Но только здание № 11 по Рузовской имеет для меня более весомое значение, чем остальная недвижимость баронессы.
Вот этот дом. Согласитесь, для женщины её положения строение выглядит весьма скромным, если не сказать - неприглядным. Вот почему неделю назад, фотографируя дома по Рузовской, я со словами "Фииии! Какое убожество!" пробежала мимо этого дома, зажатого с трёх сторон более приличными своими собратьями.
Но вчера вернулась сюда, чтобы сделать один-единственный снимок.
И на то у меня была веская причина.
Дело в том, в этом здании в 1910 году располагался синематограф "Лео", где под живую музыку тапёров на белом полотне экрана происходило чудо - герои вдруг оживали, влюблялись, смеялись, рыдали, попадали в курьёзные ситуации, падали, поднимались вновь, дрались на дуэлях, совершали подвиги, сражались со злодеями и всегда побеждали.
Братья Люмьер - Луи и Огюст - в 1895 году подарили человечеству настоящее волшебство и вписали свои имена огромными буквами
в анналы истории.
28 декабря ровно 125 лет назад в салоне "Гран-кафе" на бульваре Капуцинок (округ Парижа, где когда-то располагался женский
монастырь капуцинок) состоялся первый коммерческий показ ч/б фильма "Прибытие поезда". Кадры ввергли публику в неописуемый восторг вперемежку с ужасом.
Но подчеркну слово "коммерческий" - пронырливые в финансах люди поняли, что движущиеся на экране картинки могут проносить барыши.
Мода на новое развлечение набирала крутые обороты и в Европе,
и в России, и по ту сторону океана. И уже к 1913 году в крупных городах России были открыты 1412 (!) кинотеатров, в том числе 134 - в Петербурге и 67 - в Москве.
И опять декабрь становится значимым месяцем для петербуржцев.
Из утренних газет 1913 года:
"27 декабря состоится открытие "Пикадилли" - против Аничкова дворца, первого по удобству, роскоши отделки синематеатра.
Сеансы с 1 часа дня до 11 с половиной часов вечера. 800 мест,
цены от 35 копеек до 1 рубля, ложи 3 и 5 рублей. Снимать верхнее пальто необязательно."
Для сравнения - в том же году в Париже открылся новый кинотеатр,
но количество мест там было рассчитано всего на 380 зрителей.
Кстати, билеты для 1913 года были очень дорогими. "Николаевский"
рубль в пересчёте на наши "деревянные" - это 1335 рублей. Но и средний заработок в России в те времена составлял 32 300 целковых. Во так!
Некоторое время в синематеатре "Пикадилли" демонстрировалась лишь одна картина "Сумерки женской души", но зрители валили валом, чтобы поглазеть на чудо техники и новое развлечение.
Кино ворвалось в жизнь человечества как-то быстро, стремительно, необратимо. Значение этого вида зрелища оценили все - и великие,
и простые смертные.
Не знаю, сколько фильмов за свою жизнь просмотрел Владимир Ильич Ульянов-Ленин - отец Октябрьской революции и страны Советов, но ему принадлежит знаменитое изречение, которое я помню со школьной поры:
"Из всех искусств для нас важнейшим является кино."
Думаю, что это будет не последняя моя статья об истории кинематографа. Но пока хочу сказать только одно:
Кино, с днём рождения! Мы тебя любим!
#кино #историякинематографа #санктпетербург #историяроссии #прогулкапогороду #этоинтереснознать