Второе, что вижу возможным предложить читателю здесь, то есть кому угодно, это главы из моей книги "Царь-проекты", доступной к чтению и скачиванию в виде pdf файла тут.
Царь-проектом называю проект, имеющий большинство из следующих признаков:
1) обычно технический, зачастую до сих пор поражающий параметрами; 2) кратно большими современных ему аналогов; 3) до какой-то степени реализованный на практике, вместо как чисто умозрительный; 4) реализованный по распоряжению самого высокого руководства; 5) принесший, между тем, практические результаты близкие к нулю или нулевые; 6) и бывший способным принести только такие.
На мой взгляд, отношение к Царь-проектам это один из водоразделов между достаточно взрослым психологически человеком, находящимся по сторону разума, и находящимся по сторону эмоций подростком психологически. Основные области моих интересов находятся за пределами возможностей второго.
Ракета Р-7
Год создания 1957й
Длина 30 м
Масса 267 т
Полезная нагрузка 5 т, нагрузка к весу носителя 1/50
Тяга первой ступени 5х100 т
Дальность 9000 км
Точность 10 км
Ракете Р-7 очень повезло стать космической.
Мы её знаем как запустивший первого человека в космос «Восток», как регулярно летающий и поныне «Союз». И, конечно, как «Спутник».
Следует, однако, иметь в виду что «Спутник», открывший, кстати, дорогу и разведывательным автоматам, которых слетало на порядок или два больше, чем космонавтов, это инициатива конструктора.
Деньги руководство страны изначально давало на военную ракету, с атомной бомбой. В этом собрании Р-7 рассмотрена именно в таком качестве.
А в таком качестве ракета ниже всякой критики. Она могла доставить бомбу куда надо с требуемой точностью, пусть и довольно низкой, и уже летящую бомбу у противника отсутствовала возможность перехватить, поскольку она летела к цели с почти орбитальной скоростью, в десять с лишним раз быстрее самого быстрого на тот момент самолёта.
Однако сама ракета имела огромный открытый стартовый комплекс, отличную цель для бомбардировщиков, и всего таких комплексов у страны было только пять.
Её установка на комплекс и заправка занимали часы. В заправленном состоянии ракета могла стоять максимум месяц, и требовала целого завода по производству жидкого кислорода поблизости, поскольку жидкий кислород от нагрева постоянно испаряется.
Общее количество бомб, которое комплексы теоретически успевали запустить по противнику до того, как их уничтожили бы, составляло самое большее с десяток, и мелких. Бомбардировщики могли доставить минимум на порядок больше.
На вооружении ракета простояла восемь лет, по факту заменять её другими начали уже через два года. Другие ракеты стояли в среднем больше десяти лет, и на много большем количестве пусковых устройств, значительно более защищённых.