Найти в Дзене
Знание — сила

Первые Рюриковичи

Оглавление

Сказание о призвании варягов

Накануне образования древнерусского государства со столицей в Киеве поляне платили дань хазарам. Северные славянские племена, включавшие ильменских словен, а также союзные им финно-угорские племена платили дань варягам. Северные славяне прогнали варягов, и новгородцами стал править Гостомысл (то ли старейшина, то ли князь) — «сей Гостомысл бе муж елико храбр, толико мудр, всем соседом своим страшный, а людем его любим». Со смертью Гостомысла начались междоусобицы, и новгородцы, дабы избежать дальнейшего кровопролития, обратились к варягам. Они просили прислать им на княжение Рюрика, сына варяжского вождя и дочери Гостомысла.

Легенда о призвании варягов, записанная летописцем XII в. с древних устных сказаний, гласит, что пришедшие к варягам послы обратились к Рюрику: «Земля наша богата и обильна, а порядка в ней нет. Да пойди же княжить и володеть нами». Рюрик пришёл в Новгород, положив начало русской княжеской династии. Случилось это в 862 г.

ПРИБЫТИЕ РЮРИКА С ДРУЖИНОЙ В ЗЕМЛИ ИЛЬМЕНСКИХ СЛОВЕН
ПРИБЫТИЕ РЮРИКА С ДРУЖИНОЙ В ЗЕМЛИ ИЛЬМЕНСКИХ СЛОВЕН

Варяжские воеводы Аскольд и Дир из «свиты» Рюрика отпросились у него идти походом на Царь- град. Добравшись до Киева и узнав, что князей там нет, Аскольд и Дир стали княжить в Киеве. Аскольд и Дир, пополнив варяжскую дружину киевлянами, двинулись на 200 ладьях походом на Византию. Узнав о приближении русских, византийский император Михаил III всю ночь молился, и на следующий день страшный шторм потопил русские корабли. Так ни с чем вернулись Аскольд и Дир в Киев.

Тем временем в Новгороде, прокняжив около 20 лет, скончался Рюрик. Княжение он завещал малолетнему сыну Игорю (Ингварю), поручив мальчика заботам своего родственника Олега (Хелги). Получив власть, Олег собрал войско и двинулся на Киев. По пути он захватил город кривичей Смоленск и Любеч, город северян. Подойдя к Киеву, он хитростью выманил из города Аскольда и Дира и пленил их. «Вы не княжеского роду, — сказал Олег варягам и показал им Игоря, — но вот сын Рюриков».

Аскольда и Дира убили. Олег остался править в Киеве, сохранив за собой и власть над Новгородом. Так объединились славянские земли и стал Киев «матерью городов русских». Случилось это в 882 г., и эта дата считается временем основания Древнерусского государства.

«Норманнская теория» и её опровержение

В XVIII в. немецкие профессора Петербургской Академии наук, опираясь на легенду о призвании Рюрика, выдвинули так называемую норманнскую теорию. Они утверждали, что иноземное происхождение династии русских князей говорит о неспособности славян самостоятельно создать государство. В XX в. «норманнской теорией» вооружились в гитлеровской Германии, «доказывая» неполноценность славян.

-2

Несостоятельность «норманнской теории» доказывали русские учёные: М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский, С.А. Гедеонов и др., которые говорили, что государственность нельзя привнести извне.

Впадая в другую крайность, некоторые отечественные историки утверждали, что варяги вообще не участвовали в древнерусской истории, а Рюриковичи не были скандинавами.

Современная наука считает, что варяги не колонизировали и не завоёвывали славян. Варяги приглашались как сильные союзники и правили, опираясь на уже сформированную славянскую знать, причём на юге славяне главенствовали над варягами. У славянских племён не позже VIII в. уже была своя знать и существовали свои княжения. Древние русские и зарубежные источники говорят, что свои княжения имели поляне (легенда о Кие), древляне, дреговичи, кривичи и ильменские словене. Несомненно, что были княжения и в новгородских землях. Это подтверждается словами летописи: «...Да пойди же княжить...», то есть занять место отсутствующего князя.

-3

Кстати, иноземное происхождение правящих династий наблюдалось в большинстве государств Европы, и другие европейские легенды о призвании иностранцев на свои троны звучат схоже со славянской.

Ярослав Мудрый и Мстислав

Ярослав Мудрый. Реконструкция М.М. Герасимова
Ярослав Мудрый. Реконструкция М.М. Герасимова

После княжеских усобиц единство Руси вновь поколебалось. Под властью Ярослава, позже прозванного Мудрым, оказался север страны с Новгородом и юг — с Киевом. Но Полоцкая земля, где правил Брячислав Изяславич, племянник Ярослава, далекое Тмутараканское княжество, где правил Мстислав Владимирович, сын Владимира от некой «чехини», а также западноволынские земли, отобранные Польшей во время усобицы, оказались неподвластны Ярославу.

Наиболее интересно складывались отношения Ярослава с Мстиславом. Удалой воин и талантливый полководец, Мстислав не участвовал в княжеской усобице. Он укреплял свой далёкий удел, успешно сражаясь с касогами (черкесами) и другими северокавказскими народами, присоединяя новые земли. Собрав мощное войско, подкреплённое союзными хазарами и касогами, Мстислав в 1023 г. решил попытать счастья и двинулся на Киев. Ярослав в то время сидел в любимом Новгороде. В Киев горожане Мстислава не пустили, тогда он занял богатый Чернигов.

Анна Ярославна, королева Франции
Анна Ярославна, королева Франции

Ярослав, призвав на помощь варягов, двинулся на Мстислава, но в сражении 1024 г. близ Чернигова был разбит. Однако Мстиславу снова не удалось взять Киев, где крепко сидели Ярославовы «мужи». Когда Ярослав, собрав новую дружину, появился в Киеве, Мстислав не стал с ним биться — братья заключили мир, разделив Русь между собой. За Мстиславом осталось всё левобережье Днепра с Черниговом, Переяславлем, северскими землями и Тмутараканью, а за Ярославом — правобережье Днепра, от Новгорода до Киева. Мир этот оказался прочным, и братьям в результате совместного похода 1030 г. даже удалось отбить у Польши западноволынские земли.

В 1036 г. Мстислав умер, не оставив наследника, и вся Русь объединилась под властью Ярослава Мудрого.

Мудрое правление Ярослава

Пока в восточных землях Руси правил Мстислав, печенеги не решались беспокоить удалого воина и полководца. Но сразу же после его смерти орды кочевников обступили Киев. Весть о вторжении неприятеля застала Ярослава в Новгороде. Оставив в Новгороде старшего сына Владимира, Ярослав собрал войско, ядром которого стали варяги, поднял новгородскую дружину и ополчение. Подойдя к Киеву, Ярослав прорвался в город, пополнил войско киевлянами и разбил печенегов. Кочевникам был нанесён такой удар, от которого они уже не оправились. Нападение печенегов на Русь в 1036 г. стало последним. В ознаменование победы Ярослав основал на месте битвы киевский Софийский собор (храм Св. Софии). За образец он взял константинопольскую Софию, подчёркивая равенство двух великих держав. Софийский собор стал не только религиозным, но и культурным центром Руси.

Семейство Ярослава Мудрого. Фреска Софийского собора в Киеве. XI в.
Семейство Ярослава Мудрого. Фреска Софийского собора в Киеве. XI в.

Ярослав не отличался ни физической силой, ни особыми военными талантами, но был одним из образованнейших людей своего времени. Много читавший, Ярослав покупал книги в Константинополе и поручал их переводить монахам. Огромная по тем временам княжеская библиотека находилась в храме Св. Софии и была доступна кроме княжеской семьи и духовным лицам. Это в немалой степени повлияло на зарождение русского летописания.

Ярослав понимал значение образования. Самых способных своих детей он отдавал «учиться книгам». Умные, образованные, хорошо воспитанные, дети Ярослава уже не слыли варварами в королевских домах Европы. Анастасия Ярославна стала супругой венгерского короля Андрея, Елизавета Ярославна вышла за Гарольда, короля Норвегии, а Всеволод Ярославин стал мужем дочери византийского императора Константина Мономаха. Самая интересная судьба ждала Анну Ярославну — она стала супругой французского короля Генриха I Валуа, а после смерти мужа и королевой Франции, правившей за своего малолетнего сына.

Ярослав Мудрый создал первый письменный свод законов «Русскую правду». «Русская правда» не была самым первым правовым документом на Руси, ей предшествовал «Закон русский», которым руководствовались первые князья и на который они опирались, заключая договора с Византией. «Русская правда» взяла за основу старый закон, расширила и изменила его с учётом новых реалий.

Открывается «Русская правда» постановлением о кровной мести. Раньше за убитого родственника мог мстить любой член семьи убитого, и эта месть могла пасть на голову любого члена семьи убийцы. Таким образом, кровная месть становилась бесконечной и уносила жизни целых родов. Ярослав оставил право кровной мести узкому кругу ближайших родственников. За драки и увечья Ярослав ввёл денежные штрафы, установил наказание за кражу и бегство челядина (раба). В «Русской правде» всё население Руси признается равным перед законом. Исключение составляет только челядь. Но даже челядин не представляется в «Правде» «рабом» в полном смысле этого слова, так как за ним признаются некоторые права, например, право давать показания в суде. При наследниках Ярослава свод законов дополнился «Правдой Ярославичей».

Евангелие. Киевская Русь. Начало XI в.
Евангелие. Киевская Русь. Начало XI в.

В 1054 г., прокняжив 36 лет, 76-летний Ярослав Мудрый скончался, искренне оплакиваемый своей семьёй и народом.