Найти тему
Автомоторс

Запускается даже на морозе. Все, что вам нужно знать об автомобильных аккумуляторах

Сам по себе мороз существенно не влияет на автомобильные аккумуляторы. Тем не менее, начало зимы с первыми отрицательными температурами - самый типичный период, когда не приходится заводиться из-за разряженного аккумулятора.

Прошли те времена, когда автомобиль потреблял электроэнергию, освещение, стартер и зажигание, а сотовые дизели могли работать полностью без батареи при нажатии. А с ними и автомобильные аккумуляторы, которые заряжали открытыми крышками, когда наши отцы и деды работали в защитных перчатках с денситометром, дистиллированной водой и более смелыми с кислотой.

Автомобили последних нескольких десятилетий потребляют значительно больше энергии, как это часто бывает в последние годы — не только переключаемые комфортные устройства, такие как сиденья с подогревом или лобовое стекло, но также управляющая электроника и электро усилитель руля. Во всех автомобилях последних десятилетий используются исключительно так называемые необслуживаемые аккумуляторные батареи. Хотя они не требуют обслуживания (нет необходимости добавлять электролит или доливать дистиллированную воду), это не означает, что они прослужат вечно.

Принцип работы свинцово-кислотного аккумулятора заключается в обратимой химической реакции свинца и серной кислоты. Активное вещество отрицательного электрода — свинец в заряженном состоянии, положительного — диоксид свинца. Электролит — разбавленная водой серная кислота. При разряде активное вещество отрицательного и положительного электродов превращается в сульфат свинца, в то время как электролит обеднен серной кислотой и обогащается водой. Таким образом, при разряде концентрация электролита уменьшается и, наоборот, увеличивается при зарядке. Если батарея разряжена, процесс образования сульфата больше не может быть полностью обращен.
Им вредит низкое напряжение
Свинцово-кислотные аккумуляторы в автомобилях не работают и постепенно обесцениваются из-за ряда факторов. Их объединяет одно — они вызывают низкое напряжение. Это не обязательно неисправность в электроустановке, вызывающей повышенное потребление, или в системе зарядки (как низкая зарядка, так и перезарядка вредны), но даже высокие температуры. Как ни парадоксально, но летом с первыми заморозками вы почувствуете долгое пребывание на солнышке. В жару аккумулятор само разряжается, напряжение падает и впоследствии сульфатируется в большей степени.

Сульфатирование — это рост кристаллов сульфата свинца на активной поверхности свинцовых электродов батареи. Сульфатирование — это порочный круг с определенной стадии — кристаллы сульфата увеличивают ток саморазряда, поскольку нарушают изоляцию между пластинами положительного и отрицательного электрода. И чем ниже батарея, тем лучше они растут. Кроме того, он предотвращает протекание химических реакций — части электродов, подверженные избыточному сульфатированию, нереактивные, что ограничивает активную поверхность пластин и снижает емкость аккумулятора. Это то, что нужно двигателю для запуска, особенно при более низких температурах, когда вязкость масла повышается (оно гуще и оказывает большее сопротивление) и запуск затруднен.

Кроме того, на аккумуляторы влияет мороз. В заряженном аккумуляторе в хорошем состоянии у электролита практически нет шансов замерзнуть (он может длиться и работать даже при температурах около -50C, на которые автопроизводители проверяют аккумуляторы), электролит в разряженном аккумуляторе может замерзнуть при температурах всего на несколько градусов ниже нуля. Все это причины, по которым первые заморозки наверняка «убьют» аккумулятор. Современное интеллектуальное зарядное устройство также может дать ему шанс, которое способно растворять некоторые кристаллы с помощью импульсов напряжения и обращать вспять сульфатирование, но только если оно не слишком сильно продвинулось.

Несомненно, что до зимы нужно пойти в сервисный центр и проверить батарею тестом. «Стресс-тест проверяет, разряжен ли аккумулятор или уже имеет ограниченную способность поддерживать достаточную емкость», - объясняет Карел Стари, руководитель службы сервиса Škoda Auto. Так вы избежите неприятной ситуации, когда утром соскребите стекло от наледи, несколько раз включите стартер и с вытянутым лицом поедете в автобус. Помимо дискомфорта и промедления, у этого сценария есть еще одно измерение.

Вы обязательно разрядите уже заряженную батарею неудачным запуском. И как уже упоминалось выше, чем больше разряжена батарея, тем больше она страдает от сульфатирования — если она старше и полностью разряжена, кристаллы растут так быстро, что на это уходит часы. Аккумулятор, который в значительной степени можно было бы сэкономить за счет контролируемой зарядки, будет готов к экологической переработке самое большее после утренней разрядки и вечернего простоя в течение вечера.

Остерегайтесь старт-стопа
Как ухаживать за батареей, чтобы она прослужила долго? Держать его достаточно заряженным — что верно для всех без исключения, но иногда легче сказать, чем сделать. Если оставить в стороне несколько неудобную возможность регулярной подзарядки аккумулятора с помощью сервисного зарядного устройства, всегда было так, что если вы едете на большие расстояния и у автомобиля нет проблем с зарядкой, у вас не должно быть проблем с аккумулятором. Даже если машина простояла несколько недель. Традиционный и верный совет заключался в том, что если вы обычно ездите по городу, вам нужно время от времени проехать немного дальше — даже 40-50 километров должно хватить для подзарядки аккумулятора.

Однако для автомобилей с системой стоп-старт подзарядка — это другая песня. Скорее совсем другой жанр. Установленные процедуры не применяются, хотя главное — сохранить как можно более высокий уровень заряда.

«Для оптимальной функциональности автомобилям с системой старт-стоп и интеллектуальной зарядкой аккумуляторов требуется специальная конструкция EFB или AGM с более высоким циклическим сопротивлением, выдерживающая до 2,5 раз большую разрядку по сравнению с обычными аккумуляторами и стойкая к сульфатированию», - поясняет Карел Старый. Вы даже не поможете, отключив систему старт-стоп, хотя очевидно, что сам повторный запуск увеличивает нагрузку на аккумулятор.

Благодаря экономии топлива современные автомобили оснащены съемным интеллектуальным генератором переменного тока, который работает независимо от включения старт-стопа. Он заряжает аккумулятор в зависимости от ряда факторов, начиная с его напряжения или оставшейся емкости, например, от потребления тока до температуры наружного воздуха. Если заряд не опускается ниже минимально допустимого предела, генератор пытается подключиться в первую очередь тогда, когда он не увеличивает расход топлива, обычно во время торможения двигателем.

Вместо одного цикла на всю поездку (уменьшение при запуске и полная зарядка при движении) аккумулятор также выполняет десятки циклов. Зарядка происходит за более короткие периоды времени, но из-за эффективности при более высоком напряжении (даже 16 В), что предъявляет дополнительные требования к батарее. Напряжение газификации, когда в батарее начинают образовываться пузырьки водорода и кислорода, которые вытекают (электролит уменьшается), составляет около 14,5 В. Даже с этим современные батареи могут справиться, они должны иметь указанное высокое циклическое сопротивление.

Кроме того, генератор заряжается только при необходимости, поэтому вы можете ехать с аккумулятором, заряженным до 90%, а через двести километров вы закончите поездку с зарядом 75%, поскольку алгоритмы зарядки оценивают его как безопасный на основе текущих входов. Все это имеет лучшую батарею стандартной конструкции, наименьшие шансы прослужить долго, она массово сульфируется, электродные пластины деформируются и буквально распадаются.

Современные автомобили действительно требуют аккумуляторов EFB или AGM, которые являются обозначениями принципов проектирования, с помощью которых производители устраняют негативные последствия большого количества циклов и глубокой разрядки. EFB (Enhaced Flooded Battery) - это батарея с твердыми пластинами электродов, снабженная защитным слоем из специальной ткани, которая предотвращает рост кристаллического сульфатирования и потерю активного материала. Аккумулятор AGM (Absorbed Glass Mat) с тканью на основе стекловолокна между электродными пластинами и интегрированным в него электролитом предотвращает деформацию электродов во время глубокого разряда, а стекловолокно предотвращает рост кристаллов. Активный материал электродов предотвращает саморазряд.

Технологически продвинутые аккумуляторы AGM и EFB, естественно, дороже классических, но покупка классического аккумулятора для современного автомобиля не особо сэкономит вам деньги. Скорее всего, он не протянет и года, прежде чем будет необратимо поврежден. Как и в случае со многими другими деталями, альтернативой может стать, например, экономичный ряд прямо из авто.

«Škoda предлагает владельцам автомобилей старше четырех современных аккумуляторов серии Economy, которые на 30% дешевле. Конструкция сетки с низким внутренним сопротивлением и специальными присадками для свинцовых электродов сводит к минимуму сульфатирование, обеспечивает длительный срок службы и долговременную устойчивость к глубокому разряду. Они гарантируют высокую циклическую стойкость, беспроблемный повторный пуск при температуре до -25 C. При более низком напряжении они функционируют как так называемый жесткий источник питания, поэтому даже при запуске не может быть критического падения напряжения », - говорит Шкода Стари, глава сервисной сети Škoda, добавляя, что батареи эконом-класса для Octavia третьего поколения (EFB, 59 Ач, 320 А) система «старт-стоп» стоит 3 124 кроны напрямую от Škoda.

Как купить
На рынке представлено бесчисленное количество автомобильных аккумуляторов, от очень дешевых аккумуляторов неизвестных названий и происхождения до оригинальных и экономичных линий непосредственно от производителей автомобилей до превосходных аккумуляторов известных брендов, часто во много раз превосходящих самые дешевые, казалось бы, подходящие аккумуляторы.

Может показаться, что «купить фонарик» - не проблема. Верно и обратное. Помимо типа внутренней конструкции (классический, AGM, EFB), аккумулятор имеет несколько общих основных параметров, которые необходимо соблюдать при покупке. Если вы купите аккумулятор в авторизованном сервисном центре, вам предложат по VIN такие аккумуляторы, которые по всем параметрам принадлежат вашему автомобилю. В противном случае вам придется самостоятельно посмотреть правильные данные. А их довольно много.

Напряжение для легковых автомобилей (почти) без исключения 12 В, решать нечего, но надо следить за пусковым током. Это указывает на то, сколько ампер может подать аккумулятор в течение короткого времени при высокой нагрузке при запуске автомобиля. Дизельные двигатели имеют большее «сопротивление» и поэтому нуждаются в более высоких значениях, иначе им не нужно будет нагреваться и запускаться зимой. Но даже с бензиновыми двигателями недооценивать этот параметр не стоит. Более длительный запуск нагружает стартер и увеличивает время, по истечении которого двигатель вращается без идеальной смазки и, следовательно, чрезмерно изнашивается.

Хорошо известным параметром является емкость (Ач — ампер-часы), т. Е. Показатель силы тока, который батарея может подавать в течение длительного времени в единицу времени. Если вы купите аккумулятор меньшей емкости, чем требуется автомобилю, он не сможет питать бортовую электронику. Также это может вызвать ошибки блоков управления и, в крайнем случае, их выход из строя из-за падения напряжения и увеличения тока при пуске. Если вы добросовестно приобретете аккумулятор значительно большей емкости, генератор может не зарядить его в достаточной степени, что, как объяснено выше, не означает наличие аккумулятора.

Батареи поставляются как «правые» и «левые», в зависимости от того, с какой стороны они имеют положительный полюс. Если вы пропустите эту информацию, кабели не дойдут до аккумулятора и не будут установлены. Размеры батареи также являются ключевым параметром. Мало того, что в некоторых автомобилях есть запас места для батареи в миллиметрах, и даже если вы не ставите его немного больше, кроме того, батарея должна точно помещаться в зарезервированное пространство, где она затем фиксируется от движения.

Аккумулятор очень тяжелый и, если он не закреплен надежно, может вызвать серьезные повреждения под капотом при уклонении, резком торможении или даже незначительной аварии. Если он перемещается, он также может контактировать с окружающими проводящими компонентами и коротким замыканием, что может привести к возгоранию автомобиля.

Если у вас есть автомобиль, аккумулятор которого находится не в моторном отсеке, а в багажнике или кабине (и это не только экзотические автомобили, некоторые двигатели Opel, Mazda, VW, Audi, BMW, Mercedes или некоторые двигатели Škoda Rapid имеют такое расположение), вы должны аккумулятор должен соответствовать параметрам и быть омологированным для такого размещения.

Если вы хотите следить за всеми параметрами аккумулятора при покупке, вы можете обнаружить, что выбор совсем не такой, как кажется на первый взгляд.