Как купить яхту в Европе
Борис Кришталь
Яхтенный капитан
Фото автора
Замер износа стального корпуса ультразвуковым методом
Яхтенный рынок России, несмотря на пандемию, растет. Растет интерес как к яхтам, построенным внутри страны, также и к яхтам, приобретаемым за рубежом.
Процесс приобретения яхты, хотя и имеет внешнее сходство с покупкой автомашины, в то же время гораздо сложнее, как в техническом, так и в правовом смысле этого слова. В техническом смысле – у всех на слуху известные автомобильные фирмы, у каждой из которых есть свой круг почитателей и, соответственно, покупателей. Широкий спектр яхтенных фирм значительно меньше известен потенциальному Российскому покупателю. Некоторые фирмы, хорошо «раскрученные» на Российском рынке, представляют далеко не лучшую продукцию европейских фирм, а весьма широкий европейский рынок «second hand» значительно менее знаком покупателю в России. Юридическая составляющая оформления покупки также очень важна. Основываясь на своем личном опыте, я хочу остановиться на нескольких наиболее важных моментах поиска и покупки яхты в Европе.
Как и любая другая покупка, покупка яхты начинается с составления технического задания. Определив, как вы будете использовать яхту, для каких целей, район будущих плаваний и свои финансовые возможности, вы можете приступить к составлению технического задания на яхту, которую вы планируете купить. Если вы считаете, что у вас достаточно знаний и опыта, вы делаете это самостоятельно. Если нет, вам желательно найти специалиста, которому вы будете доверять. Все, о чем я здесь говорю, относится в равной степени, как к моторным, так и к парусным яхтам.
После того как вы определили размеры яхты, разрешенный район плавания, степень комфорта, вам необходимо сделать выбор материала, из которого изготовлена яхта. На выбор материала корпуса влияют следующие факторы:
· Стоимость корпуса
· Долговечность корпуса
· Эксплуатационные расходы
· Ремонтопригодность
· Эстетические факторы
· Экологичность или влияние на организм человека
Сегодня основными материалами, применяющимися в яхтостроении, являются: дерево, синтетические материалы, сталь и алюминиевые сплавы. Давайте, вкратце сопоставим эти материалы:
- Дерево – экологически чистый материал и, безусловно, классически эстетичный. С другой стороны, деревянный корпус является самым дорогим в изготовлении и эксплуатации. Ремонт деревянного корпуса требует высококвалифицированных рабочих, определенных температурных условий, соответственно дорог. Срок службы деревянного корпуса в значительной мере определяется, каким уходом он обеспечен.
- Синтетические материалы – все синтетические материалы в той или иной степени оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека. Наиболее восприимчивые люди имеют стойкую аллергию на синтетические материалы, что делает невозможным для них длительное пребывание на такой яхте. С другой стороны корпус из стеклопластика дешевле, чем из дерева, эксплуатационные расходы такого корпуса минимальны. Продолжительность службы корпуса зависит от условий эксплуатации и хранения – пластические массы не любят отрицательных температур и больших перепадов температуры.
- Металлические корпуса – избавлены практически от всех недостатков деревянных корпусов и корпусов из стеклопластика. Стальные корпуса дешевле в изготовлении и дешевле деревянных в эксплуатации. Ремонт стального корпуса проще и может осуществляться практически в любых условиях. Современные технологии покраски и защиты стальных корпусов от коррозии, делают срок их эксплуатации значительно больше, чем деревянных и пластмассовых. Кроме того, современные технологии позволяют легко сделать дефектоскопию металлического корпуса, чтобы определить его состояние на данный момент. Это очень важный момент при покупке яхты «second hand». Для деревянных и пластмассовых корпусов процедура дефектоскопии сложнее и не дает такого точного результата.
На приведенном фото определение коррозионного износа стального корпуса ультразвуковым методом.
Поэтому, я считаю, что для прогулочной яхты из вышеназванных материалов стальной корпус предпочтительней.
После того, как вы определились с материалом корпуса, вы приступаете к поиску яхты. Если вы хотите купить новую яхту, вам нужно выбрать фирму, где вы сделаете заказ. Если вы покупаете «second hand», то вам нужно переворошить этот рынок, чтобы подобрать то, что вам подойдет лучше всего. Сегодня наиболее продуктивно вести поиск в Интернете и, конечно желательно побывать на выставках, чтобы получить полное представление о яхте своей мечты. Найдя в Интернете несколько вариантов, вы или ваш представитель начинаете ездить осматривать их. Во время этих поездок вы наверняка уточните техническое задание на свою будущую яхту. Я рекомендую сделать «несколько кругов» для просмотра ваших «кандидатов». На основе набранного вами опыта и информации каждый раз вы будете их видеть другими глазами.
После того как вы определили свой выбор, наступает, пожалуй, самый ответственный этап - заключение контракта. Это очень важный и ответственный момент в процессе покупки яхты, и я настоятельно рекомендую найти адвоката, который будет вести вашу сделку. Причем, адвокат должен специализироваться в морских делах и работать в одной из стран Евросоюза.
Яхту «second hand» можно покупать или напрямую у предыдущего владельца или через брокера. Покупка через брокера несколько упрощает ваши действия, так как брокер несет ответственность за правильность оформления покупки, особенно в части касающейся оплаты НДС. Это является важным юридическим моментом. Брокер предложит вам свой типовой Договор Купли – Продажи. Не спешите его подписывать, дайте на оценку адвокату.
Как правило типовой Договор, который даст вам брокер составлен только в интересах продавца, и совершенно не защищает интересы покупателя. Квалифицированный адвокат заметит это и сделает необходимые поправки. Брокер, несомненно, увидит руку адвоката и все замечания, сделанные адвокатом, будут приняты безоговорочно!
В Договоре обязательно должно быть оговорено проведение сюрвейерской инспекции, которую оплачивает покупатель (1000 – 1500 Евро). Вам нужно проверить (лучше всего через адвоката) чтобы сюрвейерское бюро имело сертификат Евро Союза. Инспекция производится на берегу и на плаву с проверкой работы всех механизмов, приборов и устройств, в случае металлического корпуса обязательно проводится ультразвуковая дефектоскопия корпуса. Недостатки, неисправности отмеченные сюрвейером, должны быть устранены к моменту передачи яхты новому владельцу, или, если они не устраняются, то это снижает стоимость яхты, в соответствии с Договором. Как правило, инспекция делается после проведения первого, авансового платежа по Договору (это 5 – 15% от стоимости). Но при доброжелательном отношении со стороны брокера и владельца инспекцию можно провести и перед подписанием Договора купли – продажи, и, соответственно, результат инспекции сказывается на стоимости яхты.
Отчет сюрвейера, который вы получите, является очень важным документом, он необходим вам для оформления регистрации вашей яхты под любым флагом. Если брокер или владелец начинаю «петь песни» о проблемах с проведением инспекции – это явный признак того, что вам предлагают кота в мешке, да к тому же больного.
Важный момент, который должен быть отмечен в Договоре - яхта передается новому владельцу - «готовой к плаванию». Не готовой к использованию, а именно готовой к плаванию.
После проведения полной оплаты яхта юридически становится вашей собственностью. Обязательно предусмотрите в Договоре проведение ходовых испытаний, проверки снабжения яхты (готовой к плаванию) и подписание Акта приема – передачи. Как только вы подписали Акт приема – передачи, происходит Юридическая передача Собственности, не ранее. Теперь яхта – на вашем балансе и риске. Заранее позаботьтесь о страховке, которая в этот момент уже должна действовать.
Счастливого Плавания.