Найти тему
История моды с Марьяной С.

Оноре де Бальзак и его теория цветов дамских платьев

Если вы читали романы Оноре де Бальзака, то знаете, что бытовые мелочи он описывал мастерски и со вкусом! И вот в "Библиотеке для чтения" за 1845 год мне встретился любопытнейший текст... Мнение писателя по поводу того, как в цвете отражается женский характер. Целая теория!

"Только изложил он её не в романе, а словесно, несколько недель назад, в одном дамском обществе в Париже.

- Поверите ли, сказала одна очень умная дама, что на графине Д***, на прошедшем бале, было красное креповое платье? Не правда ли, это не вероятно?

- Совсем нет, отвечал мосьё Бальзак: я очень хорошо понимаю это. Надобно ничего не смыслить в сердце женщины, в этом океане с тысячами пропастей, чтобы удивляться, если особа с характером мадам Д*** выберет платье такого громкого и грабительствующего цвету.

- Полноте, возразили ему со смехом: будто цвета доказывают характер тех, кто их носит!

- Больше, нежели вы думаете, продолжал он: не угодно ли сделать со мной несколько наблюдений.

Деталь портрета княгини Екатерины Васильчиковой, Жозеф Дезире Кур, 1840. (сс) Wikimedia Commons
Деталь портрета княгини Екатерины Васильчиковой, Жозеф Дезире Кур, 1840. (сс) Wikimedia Commons

Всякая душа имеет невидимый цвет, и поэтому всякий характер усваивает себе соответственный цвет одежды. С первого взгляду на женщин, которые носят малиновые, оранжевые, светло-зеленые, гранатовые, светло-желтые платья, вы уже можете с достоверностью, или довольно приблизительно, заключить о сварливости и брюзгливости их нрава. Берегитесь тех, которые любят фиолетовый цвет, и в особенности тех, которые носят желтые шляпки, и всех тех, которые всегда ходят в черном. Этот - цвет кабалистический, и по справедливости: надобно предаться самым мрачным и бедственным мыслям, чтобы убирать себе голову стеклярусом и черным крепом.

Что касается до белого, то это цвет характеров безхарактерных. Белый цвет не показывает ничего, кроме одной вещm: женщина, одетая обыкновенно в белое - кокетка. Тут почти нет исключений. Вспомните, что мы слышали о мадам Таллиен, о мадам Рекамье: они всегда ходили в белом. А в наши дни посмотрите на княгиню де..., на маркизу де... и так далее.

Бетти де Ротшильд, Жан Огюcт Доминик Энгр, 1848. (сс) Wikimedia Commons
Бетти де Ротшильд, Жан Огюcт Доминик Энгр, 1848. (сс) Wikimedia Commons

Розовый цвет усваивается женщинами, которые достигли двадцати пяти лет и гораздо более. Пятнадцатилетние девушки обыкновенно не хотят его носить ни за что на свете. Он предпочитают темные цвета, но без всякого другого основания, кроме крайнего неведения и ложных понятий, которым подвержено неопытное юношество. Женщины, которые обыкновенно носят и предпочитают розовый цвет, вообще... заметьте, что моя система допускает исключения, как и все основные картины мира... вообще, говорю я, бывают нарву веселого, остроумны и грациозны. Им легко живется и они нисколько не имеют того угловатого, шероховатого расположения духа, который вы примечаете у одевающихся в темные цвета.

Луиза де Брольи, Жан Огюcт Доминик Энгр, 1845. (сс) Wikimedia Commons
Луиза де Брольи, Жан Огюcт Доминик Энгр, 1845. (сс) Wikimedia Commons

Голубой - цвет душ привиллегированных [так в тексте!], душ хорошеньких. Всем возрастам нравится голубой цвет; он даже идет к лицу всем возрастам. Избирающие голубой цвет вообще бывают нежны и мечтательны. Если они молоды, жизнь их - чиста и невинна; если уже не молоды, то она была такова.

Серый перловый - цвет тех же душ, когда они печальны и несчастны. В дни счастия одеваются в розовый и голубой цвет; в дни печали избирают серенький: они приличен душам страждущих, когда их уже ничто не привлекает к цветам светлым и веселым, но когда они нраву слишrом нежного и когда мысли у них слишком свежи, на то, чтобы драпироваться с головы до ног в черное. Серый цвет - переходный, который рано или поздно приводит к идеям более утешительным. Он мало по малу приводит и возвращает к голубому или гортенсиевому цвету.

Лиловый - цвет почти специально для женщин, которые были хороши и уже не суть, или которые хороши уж слишком с давних пор. Это пансион в отставке женщин, которые имели большой успех; это обязанный "шапо" матери в день свадьбы ея дочери; это кавалер сорокалетних дам, которые делают визиты.

Ада Лавлейс, Альфред Эдвард Шалон, ок. 1840. (сс) Wikimedia Commons
Ада Лавлейс, Альфред Эдвард Шалон, ок. 1840. (сс) Wikimedia Commons

Так же легко узнать характер по звуку голоса и трудно узнать по улыбке и по взгляду. Улыбка даже у женщины самой правдивой такова же, как и взгляд: и та, и другой более или менее изучены перед зеркалом и направляются по мере надобности. Зеркало - лгун по ремеслу; оно всегда научает первой лжи всякого, кто в него заглянет, в каком бы то ни было возрасте, даже с гремушкою в руках. Но голос всегда изменяет: это вещь, против которой самая искусная в притворстве женщина не может устоять. Противоречие, удивление, радость, нетерпение, любовь, ненависть не могут скрыться в нем так, как скрываются под розовыми губами и длинными шелковыми ресницами. Голос и цвет платья - вот предатели женщины. Кто понял глубокое значение каждого оттенка голоса и платья, тот разрешил великую задачу, предложенную мудрости человечества в образе женщины, тот.... разгадал женщину!

У женщины нет годов. Свет ошибается. Женщина живет не в теле своем, а снаружи, на платье, и переливы цветов на ее юбке - летопись ее возраста, и, вместе, зеркало души ее. Я сказал!"

Кажется, от Бальзака досталось любительницам всех цветов, кроме зелёного...

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory