«Нам есть что поведать вам в первый день зимы», с таких слов началась пресс-конференция в Русском драматическом театре, посвященная старту подготовки к большому юбилею – в 2022 ему исполняется 100 лет. В этой связи один из старейших театров Чувашии наметил себе ряд трансформаций и новых театральных постановок.
Одна из таких трансформаций – это стены фойе, завешенные обновленными фотографиями артистов. Как подчеркнул директор театра Дмитрий Капустин, каждый фотопортрет имеет свою изюминку и выражает характер артиста.
– Это наш паспорт, в котором больше трех десятков фотографий, – образно охарактеризовал директор драмтеатра это нововведение.
Следующая новация – это логотип и брендбук, задающий правила использования цветов и шрифтов во всей продукции театра, начиная с афиш и сайта, заканчивая сувенирами и мерчем – фирменной одеждой, в которую в скором времени переоденут все службы театра.
– К сожалению, нас очень часто путают с Чувашским драмтеатром или филармонией. Поэтому мы хотим громко заявить: «Разрешите представиться – Русский драмтеатр». Рассказать, что театр находится в самом центре города, на улице Гагарина, дом 14. Это большой, интересный дом с яркой творческой семьей, – продолжил Капустин.
Скорее всего поэтому новый логотип театра, который не менялся много лет, теперь мало того, что выглядит более современно – он еще стал и более узнаваемый. Его линии повторяют знакомые многим горожанам контуры фасада театра. Как рассказал автор брендбука Игорь Пугачев, в новом стиле дизайнеры хотели сочетать глубокие традиции театра с новым лицом, обращенным к молодому, современному зрителю. При этом разработчики понимали, как трепетно театральное сообщество относится к изменениям.
– Поэтому был выбран черно-белый стиль, который относит к классической традиции первых афиш и программок театра, передающей атмосферу спокойствия и величавости. В то же время – это совершенное сочетание, не будучи навязчивым, делает «новый стиль» театра узнаваемым, лаконичным и позволяющим сосредоточиться на содержании, – отметил Пугачев.
Дмитрий Капустин также поделился своими наблюдениями, как люди стали воспринимать афиши, выполненные в новой стилистике.
– Прошлые были яркими и интересными, но, чтобы в них вчитывались – этого я не замечал. А сейчас по пути на работу я часто вижу, что горожане очень внимательно смотрят на наши афиши, – сказал он.
Помимо появления нового стиля декабрь для Русского драматического театра уникален еще и тем, что в его репертуаре появилось сразу три премьеры. Первая по списку – это комедия в двух действиях «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке народного артиста Чувашии Владимира Красотина. Ее премьера уже состоялась 4 декабря. Режиссер отдельно отметил, несмотря на то, что спектакли по пьесе Александра Островского есть в репертуарах почти всех драматических театров, нынешняя постановка звучит она очень современно.
– Когда мы читали пьесу Островского, поняли, в чем заключается ее гениальность. У всех было ощущение, что написана она была вчера. Читая, мы представляли себе наши ток-шоу с политиками или семейными «разборками» на экране. Все это есть в спектакле и подчеркиваю, в нем не изменено ни одного слова – это чистый текст классика, – сказал Красотин.
Вторая премьера – это мистическая комедия по пьесе современного драматурга Петра Гладилина «Музыка для толстых». Ее постановщиком выступил приглашенный режиссер Игорь Милосердов.
– Для начала о названии. Конечно, к толстым, к моде на похудение или к фитнесу сюжет спектакля никакого отношения не имеет. На самом деле в середине прошлого века так называли джаз и рок-н-ролл, по крайней мере, в советской России. Так, например, эту музыку назвал Максим Горький, имея в виду, что она не для нас, – рассказал Милосердов.
В постановке, по его словам, много «булгаковщины»: разговаривающий кот, быстро меняющиеся временные эпохи. Иногда даже складывается впечатление, что автор путает времена. Например, не мог в одно и тоже время быть полет Гагарина в космос и роль Высоцкого в Гамлете на Таганке. А в пьесе это есть.
– Так часто бывает, хочешь поставить комедию, получается драма. И наоборот. С «Музыкой для толстых» такая же история. Несмотря на заявленный жанр, в спектакле рушатся судьбы героев, но финал все равно рождественский и новогодний, – добавил режиссер.
И наконец, третья премьера – это сказка «Тайна зеркала Бабы-Яги. Чудеса новогодней ночи», которую сама написала и поставила актриса театра Юлия Дедина.
– Спектакль будет интерактивным и современным. Я теперь переживаю за безопасность наших актеров, представляя, как Баба Яга будет летать в своей ступе. Но надеюсь, что месяца перед премьерой хватит артистам, чтобы научиться держать равновесие и не выпадать из образа во время этих перемещений, – пошутил директор театра. Он добавил, что детский спектакль планируется шесть раз показать в Казани.
Представители театра также традиционно поделились планами на будущее. В январе над своей дебютной постановкой начнет работать московский режиссер Иван Судаков, который на самом деле получает режиссерское образование только в этом году. А первое образование у него богословское. Спектакль будет называться «Маленькие трагедии Александра Сергеевича Пушкина».
– Именно не автора «А.С. Пушкина», а маленькие трагедии самого поэта. Посмотрим, что из этого получится, но задумки у молодого режиссера весьма интересные и местами смелые. Планируется, что премьера спектакля состоится в конце февраля, – сказал Капустин.
Уже готова инсценировка по роману Маркуса Зусака «Глиняный мост Клэя», который в 2018 году стал бестселлером. Кроме того, о своих намерениях поставить спектакль на сцене русского драмтетра заявил известный режиссер Дмитрий Астрахан, когда приезжал на Чебоксарский кинофестиваль. Познакомившись с труппой, он сразу увидел нужных ему актеров, позже признался он. Осталось только выяснить, когда это случится: либо это будет апрель, либо следующая осень. На этом, говоря о творческих планах на следующий год, представители театра решили остановиться, добавив, что велика боязнь сглазить.
Дмитрий Капустин, директор Русского драматического театра