Месяц тому назад я на страницах своего канала рассказывал и показывал как 15 лет тому назад советскую океанскую дизель-электрическую подводную лодку Б-307 проекта 641Б "Сом" переместили за тысячи километров от моря с Балтики в степи Поволжья. И не просто переместили по внутренним водным путям, но еще и протащили по суше 4,5 километра для того, чтобы лодка стала экспонатом Технического музея им.Сахарова в Тольятти. Вероятно, именно в результате этого события родился уже набивший оскомину мем: "подводная лодка в степях Украины...", хотя и до Украины тут почти как до Китая.
Несколько лет тому назад я узнал про этот музей именно благодаря подводной лодке и с тех пор задумал посетить его. В скором времени случай представился и чуть подкорректировав обратный маршрут из Азербайджана я предстал перед океанской красавицей. Снимал я ее в разное время суток и при разном освещении, а в один из дней поднялся и на ее борт. Многие мои читатели просили рассказать, можно ли это сделать и просили показать, что я там увидел. Скажу сразу, зимой лодка для внутреннего осмотра закрыта, но зато в теплый период времени года вход внутрь открыт для всех желающих. Но мы начнем с внешнего осмотра.
Еще когда гуляешь по огромной территории паркового комплекса обращаешь внимание на огромную, похожую на вытащенного на берег кита, тушу подводной лодки, возвышающуюся над всеми экспонатами музея.
Сначала ознакомимся со схемой внутреннего устройства подводной лодки.
Помню еще в детстве, я увлекался склеиванием моделей кораблей. Была у меня модель крейсера "Аврора", у родственников в Москве на книжной полке стоял крейсер "Варяг", выгодно отличавшийся от "Авроры" количеством труб, был еще какой-то эсминец с двухорудийными установками в башнях и подводная лодка типа "Щ". "Щука" меня тогда разочаровала. Склеил я ее за полчаса. Две половинки корпуса и... почти все. Несколько мелких деталей не в счет. Вид снаружи лодки не интересен и уныл, впрочем как и ее склеивание. Чего не скажешь про внутреннюю начинку.
Б-307 — советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б «Сом», по классификации НАТО Foxtrot. Заложена 7 марта 1980 года на судостроительном заводе «Красное Сормово» (Нижний Новгород). Спущена на воду 30 сентября 1980 года.
В течение пятнадцати лет лодка находилась в составе 4-й эскадры подводных лодок Северного флота (Полярный).
С 5 января 1985 по сентябрь 1985 Б-307 несла боевую службу в Средиземном море с заходом в Аннаба (Алжир) и Тартус (Сирия). 15 лет тому назад лодка заняла свое место в Техническом музее Тольятти.
Всего было построено 18 лодок подобного типа, являвшимися развитием 641 проекта. В отличии от предшественника лодка получила существенно повысивший боевые возможности новый гидро-акустический комплекс "Рубикон" и измененные в связи с этим обводы корпуса (наплыв внизу носовой части, несколько ухудшивший мореходность, скоростные показатели и, возможно, глубину погружения).
По конструкции лодка выполнена двухкорпусной, имеет семь отсеков: первый — (носовой) торпедный; второй и четвёртый — носовой и кормовой аккумуляторные; третий — центральный пост; пятый — дизельный; шестой — электромоторный; седьмой — агрегатный и жилой. Первый, третий и седьмой отсеки приспособлены для эвакуации экипажа.
Проект 641Б спроектирован в ЦКБ МТ «Рубин». Главный конструктор З. А. Дерибин, с 1974 года — Ю. Н. Кормилицин. С 1973 по 1982 год на судостроительном заводе «Красное Сормово» (Нижний Новгород) было построено 18 подводных лодок этого проекта.
Подводные лодки проекта 641Б предназначены для ведения боевых действий на океанских коммуникациях и у отдаленных военно-морских баз и пунктов базирования сил противника. В число задач лодок этих проектов входит уничтожение надводных кораблей и средств противника, ведение дальней оперативной разведки, прикрытие своих конвоев и осуществление активных минных постановок.
На сегодняшний день три лодки проекта 641Б являются кораблями-музеями. Б-515 в Гамбурге, Б-396 ("Новосибирский комсомолец") в Москве и Б-307 в Тольятти. Остальные порезаны на металл. До недавнего времени была еще одна подводная лодка этого типа, вполне пригодная для музеефикации в городе русской славы Севастополе, однако, ровно год назад она как нельзя кстати затонула вместе с плавдоком и была отправлена на разделку. Нет лодки - нет проблемы.
На лодках проекта 641Б в отличии от предшественников впервые на дизельных ПЛ в отечественном ВМФ появилась боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Узел» с автоматизированной системой управления стрельбой «Вольфрам». БИУС выдавала рекомендации по управлению оружием и маневрированию. Субмарины получили новый гидролокатор (ГАК) МГК-400 «Рубикон» для обнаружения подводных объектов с помощью акустического излучения. Ещё одним полезным усовершенствованием стали аккумуляторы (4 группы батарей по 112 штук 60СУ) более высокой ёмкости, чем на предшествующем "чистом" проекте 641. Очень важным стало улучшение обитаемости: экипаж (78 человек) получил постоянные спальные места. Старшины и офицеры размещались в каютах, матросы - в кубриках. Опыт плаваний в тропических морях воплотился в появлении систем кондиционирования, рефрижераторной и опреснительной установок.
Тактико-технические характеристики подводных лодок проекта 641Б «Сом»
Скорость (надводная) 13 узлов
Скорость (подводная) 16,5 узлов
Рабочая глубина погружения 240 м
Предельная глубина погружения 300 м
Автономность плавания 80 суток
Экипаж 78 человек, в том числе 17 офицеров
Водоизмещение надводное 2 770 т, подводное 3 600 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 90.2 м
Ширина корпуса наибольшая 8.6 м
Высота 12,2 м
Средняя осадка (по КВЛ) 6.7 м
Силовая установка дизель-электрическая, трёхвальная
Дизели: 3 х 1900 л.с. типа 2Д42М
Электродвигатели: бортовые 2 х 1350 л.с. типа ПГ101, средний 2700 л.с. типа ПГ102, экономического хода 140 л.с. типа ПГ104
4 аккумуляторные батареи 60СУ по 112 элементов.
Торпедно-минное вооружение 6 носовых торпедных аппаратов калибром 533 м, боезапас 24 торпеды, или 44 мины. Дополнительно можно разместить 12 торпед (или 24 мины) во II отсеке, за счет ухудшения обитаемости.
Ограждение рубки Б-307. Светлые участки поверхности ограждения - антенны ГАК «Рубикон». Хорошо видна насадка-распылитель (окрашена суриком), через которую отводится выхлоп дизелей при работе в режиме РДП (работа дизеля под водой). Выпускное отверстие выхлопной трубы расположено таким образом, чтобы при движении под РДП оно находилось под водой на небольшой глубине.
От своих предшественников ДЭПЛ пр.641Б отличается не только одной буквой в индексе, но и существенными изменениями, как во внутреннем устройстве, так и во внешнем облике. Носовые горизонтальные рули убираются в корпус, а корпус впервые покрыт противогидролокационным покрытием. Отказались и от кормовых торпедных аппаратов, частично компенсировав это введением системы быстрой перезарядки ТА. На субмаринах этого проекта форму лёгкого корпуса уже начали оптимизировать для подводного хода. Исчезли характерные для предшествующих проектов советских ДЭПЛ заостренные обводы в носу, штевни и другие признаки оптимизации для надводного хода. Однако тактика оставалась прежней - крейсирование ПЛ в позиционном районе в надводном положении, выход на пересечение курса цели под дизелями, погружение, маневрирование и атака в подводном положении на электромоторах, затем манёвр уклонения и т.д. Если взглянуть на более современные ДЭПЛ (проекты 877 и 636), то мы увидим дальнейшую оптимизацию обводов для подводного плавания: форма лёгкого корпуса становится каплевидной, круглого сечения, приближается к идеальной гидродинамической.
Обойдем лодку со стороны носовой части. Клюз-ниша по правому борту предназначена для якоря. С левого борта такого устройства нет. Внизу на кингстонных отверстиях две защитные решетки. Они предотвращают попадание в кингстонные выгородки мусора, колотого льда, а также песка или гальки при посадке на грунт. На Б-307 перед транспортировкой в музей на место части кингстонных решеток установили герметизирующие стальные заглушки.
Б-307 - двухкорпусная лодка, как и все советские ДЭПЛ. Легкий корпус установлен на прочном с помощью набора, все соединения - сварные. В подводном положении в пространстве между лёгким и прочным корпусами находится вода. Так как внутри и снаружи лёгкого корпуса давление одинаково, то его обшивка выполнена из стали толщиной всего 4-8 мм. В то же время прочный корпус сварен из стали толщиной 22-35 мм. В легком корпусе ДЭПЛ располагают системы и устройства, не требующие изоляции от забортного давления: балластные и топливные цистерны, антенны ГАС, тяги рулевого устройства. Для придания жесткости, внутри лёгкого корпуса имеются стрингера и флоры, которые выполняются с отверстиями, что экономит вес и обеспечивает перетекание воды.
В надводном положении ПЛ обладает запасом плавучести, равным 20-30% надводного водоизмещения. Для погружения этот запас плавучести компенсируют приёмом воды в цистерны главного балласта (ЦГБ), расположены в легком корпусе ПЛ по всей его длине. Соответственно, для всплытия лодки, необходимо вытеснить принятую воду из цистерн. Вот для этого и предназначена система погружения - всплытия. На подлодках пр.641 эта система состояла из 10 цистерн главного балласта в междубортном пространстве, цистерны быстрого погружения, а также арматуры, трубопроводов и системы управления их осушением и заполнением.
Чтобы лучше контролировать всплытие или погружение, все ЦГБ разделены на три группы: носовую, среднюю и кормовую. При нормальном (не срочном) погружении сначала заполняются концевые группы, проверяется герметичность корпуса и посадка, затем заполняется средняя группа. При нормальном всплытии средняя группа продувается первой. Концевые и средняя группа ЦГБ заполняются и осушаются через кингстоны, а остальные - через шпигаты. Воздух из ЦГБ выпускается через клапаны вентиляции, размещенные в верхней части цистерн. Открытие и закрытие кингстонов и клапанов вентиляции производятся гидравлическими приводами. Совместным открытием и закрытием их достигается выпуск воздуха из цистерн или его удержание при погружении (всплытии).
Продувание ЦГБ средней группы осуществлялось воздухом высокого давления (ВВД), хранившимся в 36 баллонах, расположенных в надстройке и внутри прочного корпуса. После всплытия лодки в позиционное положение (над поверхностью воды выступает только ограждение рубки) ЦГБ продувались отработанными газами одного из бортовых дизелей или воздухом низкого давления при работе дизеля в режиме компрессора с приводом от главного электродвигателя. В аварийных ситуациях предусматривалось продувание всех ЦГБ воздухом высокого давления. Пополнение баллонов ВВД производилось двумя дизель-компрессорами ДК-2 и одним электрокомпрессором ЭК-15. В случае срочного погружения, когда заполнение ЦГБ происходит слишком медленно, используют цистерну быстрого погружения (ЦБП). Её объём не входит в расчётный запас плавучести, то есть, приняв в неё балласт, лодка становится тяжелее окружающей воды, что помогает "провалиться" на глубину. После этого, разумеется, цистерна быстрого погружения немедленно продувается.
Немного отвлечемся. В кормовой части лодки в районе киля имеется сквозное отверстие назначение которого мне так же осталось не ясно. Но я от души побаловался делая кадры через него. На этом примере хорошо видна разница между съемкой на смартфон и съемкой на зеркальную камеру. Собственно вот так снимают смартфоны.
А вот так зеркальные камеры. Думаю разница очевидна, но смартфоном конечно проще. Обработка минимальна. При съемке на камеру почти не думал. Когда снимал на Sumsung Galaxy A8 не думал совсем.
В кормовой части Б-307 помимо руля направления и рулей глубины мы видим три винта в кольцевых насадках. Их вращение обеспечивает трехвальная энергетическая установка. Каждая из линий валов приводится в движение либо дизелем (в надводном положении или под РДП), либо гребным электродвигателем. Бортовые валы вращаются электродвигателями подводного хода ПГ101 (1350 л.с.). Центральный вал приводился в движение электродвигателем ПГ102 (мощность 2700 л.с.). Кроме того на средней линии вала находится электродвигатель экономического хода ПГ104 (140 л.с.), который иногда называют электродвигатель подкрадывания. Через его полый якорь проходит гребной вал, соединенный с ним при помощи звукоизолирующей муфты напрямую, без каких-либо передаточных устройств, что обеспечивает простоту конструкции и бесшумность работы вала в режиме экономического хода.
Воронкообразный выступ на левом борту - глушитель двух из трёх дизелей. В надводном положении подлодки он должен находиться в 30-40 см под водой. Выхлоп третьего выведен на правый борт. Вертикальная пластина - перо руля, поворачивается на оси (баллере) в кормовой подводной части. Обратите внимание на заплаты на пере руля.
Если я правильно помню, то при возвращении из средиземноморского похода именно с этой подводной лодкой случилась неисправность. Во время шторма в Бискайском заливе был поврежден баллер и лодка чуть не потеряла руль. Силами экипажа баллер был починен, причем использовалась срезанная часть набора корпуса лодки. Спустя некоторое время во время учебного выхода на Балтику баллер вновь отвалился и тогда ремонт уже осуществлялся как положено. Может быть как раз эти заплатки и есть следы ремонта руля? Источник, где я это вычитал к сожалению не нашел...
На этом пока все. Продолжение следует.
Использована справочная информация из Вики и сайта kpopov.ru
Рассказ о другой советской подводной лодке Б-440 проекта 641, оказавшейся посереди Русской равнины читайте на моем канале здесь.
Понравилось? Пописывайтесь на канал, ставьте лайки,тащите ссылку в свои соцсети.
#интересные факты #флот #россия #история