В шестнадцать лет я сыграла в школьном мюзикле и «проснулась знаменитой». В коридорах неизвестные пятиклассники подходили обниматься, выкрикивали сценическое имя и задавали смешные вопросы. Однажды такая же пятиклассница (назовём её Женя) добавилась ко мне в друзья и начала активно пытаться построить диалог. Выходило слабо, мне было неинтересно общаться. Я честно говорила об этом, думая, что девочка обидится и перестанет писать. Она не перестала.
Сначала было весело, я показывала подругам переписки, где собеседница уничижительно отзывалась о себе и постоянно повторяла, как восхищается мной. Как мечтает о том, что мы будем друзьями, думает только обо мне и нашем общении. В школе она ко мне не подходила, боялась говорить вживую. Зато постоянно мечтала о том, чтобы мы погуляли.
Ситуация перестала веселить меня, когда она вычислила мой адрес. К счастью, никто не караулил меня у дверей, но Женя всё более настойчиво звала гулять, и я согласилась. Всё прошло странно, почти всю прогулку мы просто молчали. В конце девочка зачем-то кинула свои ключи в мою сумку. Она убежала на занятия, а потом написала, что «случайно» оставила ключи у меня, и попросила занести в школу. Я оставила их на вахте, вахтёрша подписала пропажу, я спокойно отправилась домой. А дома получила вот такие сообщения.
Примерно на этом моменте человек исчез для меня навсегда. Она ещё долго закидывала меня сообщениями, извинялась, бросалась в самоненависть. А мне было почему-то до мурашек страшно даже думать о ней. Тогда я ещё не знала, что такое странное и навязчивое внимание на границе с одержимостью называется сталкингом.
Сталкинг — это преследование, контроль, настойчивость и нежелательное навязчивое внимание в сторону другого человека. Объектом сталкинга, как и его субъектом, может быть кто угодно, но статистически (по данным официального статистического бюро Великобритании за 2019-й год) чаще жертвами становятся женщины. Например, в США в 2010-м году жертвами сталкинга стали 7,5 млн человек, 61% из них — это женщины. В России статистика не велась.
Мы привыкли представлять сталкеров двух типов. Это либо странные мужчины в возрасте, следящие за молодыми девушками, либо безумные старшеклассницы из аниме, одержимость которых сексуализируется донельзя. На деле же сталкером может оказаться кто угодно. Даже одиннадцатилетняя девочка.
Кандидат юридических наук Е. Г. Сторублёнкова в своей статье «Синдром навязчивого преследования» пишет: «В большинстве случаев он [сталкер] описывается как незнакомый, психопатичный . Но на самом деле сталкинг происходит среди знакомых. Чаще сталкером становится человек, которого отвергли. Не существует каких-то характерных, приемлемых исключительно для сталкеров особенностей характера или психиатрических расстройств. Им может стать психически здоровый человек»
Само явление тоже не всегда можно распознать сразу, всё развивается постепенно, и начинаться может довольно мирно. Сталкинг в его зачатке часто путают с флиртом. Друзья убеждают жертву, что она просто нравится человеку, поэтому он готов ради неё на широкие жесты, постоянно пишет и звонит.
Часто жертва и сама пытается убедить себя в этом. Все мы видели эти романтические комедии, в которых именно такое поведение позиционируется как проявление глубоких чувств. Фильм «Реальная любовь» — отличный тому пример. В нашем обществе принято «добиваться» симпатии, особенно, если объектом сталкинга является девушка. Бороться за внимание женщины таким образом считается абсолютно нормальным, а иногда даже поощряется.
Конечно, нельзя назвать нормальными тысячу звонков в день или постоянное преследование человека. Однако часто именно поведение сталкера в поп-культуре рассматривается как путь к «завоеванию» любви. В реальности же дела обстоят совсем иначе, чем в сценариях ром-комов. Если объект слежки не испытывает романтических чувств к нарушителю его личных границ, никакие звонки и сообщения не исправят ситуацию, а сделают только хуже. В странах с соответствующими законами такое даже может привести к аресту. К сожалению, в России наказания за подобное поведение пока не предусмотрено.
Говоря о звонках и слежке, стоит упомянуть и о других типичных признаках сталкинга. Среди прочего называются знания о деталях вашей личной жизни до того, как вы поделитесь ими, внезапные визиты домой или на работу, непрошенные подарки, «случайные» встречи в общественных местах и многое другое. Бороться со сталкерами можно сменой привычных маршрутов до дома и работы, закрытием всех профилей в соцсетях, обращением в кризисные центры или оглаской проблемы.