Моряки, которые ходят на круизных яхтах, часто задают вопрос: учитывая достижения в области AIS и прогнозирования погоды, неужели все еще нужен радар? У Майка Бротона, призера мировых и европейских яхтенных чемпионатов, есть ответ.
В недавних материалах в Yachting World мой друг и уважаемый журналист в области яхтинга Эд Горман написал увлекательную статью про хождение под парусом в одиночку. В его статье было много хороших советов, хотя один вывод привлек мое внимание: «Радар, с ним можно не заморачиваться», - заметил он. Раньше я тоже так думал, но вот теперь категорически не согласен!
Для обычных радиолокационных установок, тип которых я изучил, находясь на мостике эсминца Королевского флота и крупных яхт, требовался квалифицированный оператор, усиленное внимание и достаточно большое количество электроэнергии. Ни то, ни другое не соизмеримо с типичным парусным спортом с короткими переходами. Так почему же мы все же видим #радар, установленный на большинстве гоночных яхт для круизов и оффшорных гонок?
С появлением недавнего «широкополосного радара» у нас появился очень полезный инструмент, который может помочь всем вахтенным как при хорошей, так и при плохой видимости. Я должен прямо сейчас добавить, что «широкополосный радар» и «радар 3G или 4G» не имеют ничего общего с телефонными сигналами. Вместо этого они представляют собой определенный тип радиолокационных передач, и могут автоматически настраиваться.
Радар - это первоклассный инструмент для предотвращения столкновений, который может обнаруживать суда, не оснащенные автоматической системой идентификации (AIS), такие как небольшие лодки, рыбацкие лодки или, например, военные корабли, которые не передают данные на своих AIS. Одна замечательная особенность заключается в том, что зоны действия могут быть настроены таким образом, чтобы автоматически предупреждать вахтенного, если объект входит в зону, обозначенную вокруг вашей яхты.
В тумане радар позволяет получать больше информации о судах вокруг, особенно при наложении на электронные карты и AIS. Сочетание этих трех факторов значительно снижает нагрузку на уставшего вахтенного в сложных условиях. Большинство радаров имеют функцию, называемую MARPA (“мини-автоматическая радиолокационная система помощи при нанесении на карту”), которая может захватывать объект и определять курс, скорость и ближайшую точку сближения (CPA), которые вместе с AIS помогают избегать столкновений.
Современный радар имеет гораздо лучшее разрешение и может видеть такие объекты, как однополюсный радиомаяк, в пределах нескольких метров от носа судна. Таким образом, в тумане вы даже сможете ориентироваться в гавани с помощью радара. Важно отметить, что при установке охранной зоны действия она может захватывать небольшие плавучие объекты, такие как куски льда или полупогруженные контейнеры, и в результаты включать предупреждающий сигнал.
Радар также очень полезен для обнаружения дождя с приближающегося фронта. Экстраполируя направление линии фронта или “ложбины” дождевого атмосферного фронта, вы можете определить, когда вас настигнет этот дождь, а также связанный с этим сдвиг ветра. Когда холодный фронт исчезнет, вы сможете предсказать, когда дождь закончится, и снова определить положение и направление сильного ветра. Потенциально это жизненно важное преимущество для яхтенных гонщиков.
Когда гроза приближается к яхте, она может стереть линию горизонт, и иногда можно подумать, что она собирается длиться часами. С помощью радара вы можете “проникнуть в облако” и увидеть, что гроза может длиться всего 20 минут.
Радар одинаково хорошо улавливает линии шквалов по мере их приближения, когда ветер может создавать быстрые порывы от 15 до 25-30 узлов. Такое #предупреждение будет очень полезно для настройки паруса (взятия рифов).
Я помню, как посреди ночи в тропиках взял часы у своего брата Пита. Мы шли со спинакером A3, и он небрежно сказал мне, что это был прекрасный вечер; все было тихо, отличные условия для хождения по почти плоскому морю и под ветром 12 узлов, с красивыми падающими звездами.
Через пять минут после того, как он ушел с вахты, а я все еще “просыпался”... Раз! И налетел #шквал, скорость ветра выросла до 28 узлов, #автопилот не справился, и нос полетел по ветру, что привело к резкому броску, когда спинакер обернулся вокруг форштага. А все потому, что я не стал проверять радар.
Разница с 4G
Так чем же отличается современный радар? Обычный радар использует магнетрон для генерации импульсного микроволнового сигнала. Этот «пучок» радиоэнергии отражается от обнаруживаемых целей, и небольшое количество энергии принимается обратно антенной.
По времени отклика рассчитывается #дальность и #пеленг. Для этого требуется много энергии, и «пучок» радиоэнергии появляется на вашем экране в виде «солнечных лучей», скрывая любые близкие цели к вашему судну.
Современный широкополосный радар использует непрерывный радиолокационный сигнал с изменяющимся тоном или частотой при гораздо меньшей мощности. Антенна постоянно отслеживает изменение сигнала, и по разнице между частотой в переданной и возвращенной волнах определяется расстояние до объекта.
Обычная дальность действия радара больше, но при широкополосной связи она по-прежнему достигает примерно 35 миль, что более чем достаточно для яхт. Потребляемая мощность на яхте, на которой я сейчас хожу, составляет всего 1,2 А.
Советы по использованию радара
- В хорошую погоду узнайте, как работает ваш радар. Потренируйтесь использовать его для входа в порт или марину.
- Узнайте, как разделить экран для одновременного просмотра двух разных диапазонов - это отлично подходит для входа в гавань ночью или в условиях плохой видимости.
- Научитесь управлять с помощью радара вместе с картплоттером, используя радиолокационные диапазоны. Это хорошо для областей, плохо нанесенных на карту.
- Некоторые радары позволяют накладывать данные радара на электронную карту или оба экрана сразу. Это может быть большим подспорьем при различении больших камней и яхт. Я предпочитаю оба варианта в режиме «Север вверху».
- В суровых условиях вы получите больше отраженных сигналов от волн. Хороший совет - вручную изменить контроль “морских помех”, чтобы уменьшить их влияние (не забудьте сделать это один раз обратно на “плоском” море).
- Контроль помех от дождя позволяет «нейтрализовать» отраженные сигналы от облаков, чтобы эффективно заглянуть в область облаков для обнаружения судна. Сделайте это на мгновение, а затем верните управление в нормальное состояние, чтобы случайно не пропустить другие суда или объекты.
- Радар требует «линии прямой видимости». Поэтому для достижения наилучших результатов не устанавливайте антенну слишком низко.
-------
Спасибо, что дочитали наш материал до конца!
Телеграм-канал Yachtsman Journal - https://t.me/YachtsmanJournalRussia