Доброго времени суток, уважаемые читатели!
Хотелось бы поговорить о насущной для многих теме. А именно - какой сегодня порядок и условия получения ежемесячных пособий на детей от полутора до трех лет. Если вчитаться в текст соответствующего закона, то многие его нюансы вряд ли обрадуют.
Еще в 2019 году президентом было заявлено о том, что необходимо исключить из практики такое позорное явление, как пособие на малышей от 1,5 до 3 лет в размере 50 рублей. Ну что же, почти избавились. Или не совсем?
Рассмотрим некоторые особенности Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей". С телеэкранов, конечно, выглядит всё прекрасно - если доход на каждого члена семьи не превышает двух прожиточных минимумов, то семья получит указанное пособие. Но всё ли так радужно, как кажется на первый взгляд?
Первое. Часть 6 ст. 4 названного закона говорит нам о том, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Но позвольте - как можно считать доходом те суммы, которые являются обязательными платежами, которые изымаются, которые не остаются в семье? Думаю, очень много семей не получили право на пособие только из-за этого - доход "грязными" превышал необходимую планку, а вот доход "чистыми" - уже нет.
Второе. И это вообще не поддается никакой логике. Часть 8 вышеназванной статьи (в редакции до апреля 2020 года) вещает о том, что среднедушевой доход семьи ... рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за 12 календарных месяцев ...путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. И до апреля этот период отсчитывался от даты обращения за пособием.
В апреле уходящего года, казалось бы, все принимаемые нормативные акты, касающиеся социального обеспечения, а также помощи населению и бизнесу в связи с коронаварусными ограничениями, носили благой характер. И об этом нам бодро рапортовали из каждого утюга. И вот под эту лавочку (конечно, это не шибко освещалось в СМИ), были приняты изменения в ч. 8 ст. 4 указанного выше закона. А именно - теперь - внимание - отсчет указанного двенадцатимесячного периода начинается за шесть месяцев до даты подачи заявления о назначении такой ежемесячной выплаты.
И что мы имеем? Если, например, моя семья обратится за пособием в декабре 2020 года, то нам надо показать доходы за период с июня 2019 по май 2020. И это тот самый период, когда супруга получала ежемесячное пособие до полутора лет, которое формировалось по итогам ее честной трудовой деятельности до декрета на ниве школьного образования. Эти доходы при определении уровня "нуждаемости" тоже учитываются. И вместе с моей зарплатой (даже "чистыми") мы, естественно, превышали допустимый порог по доходам...
Простая арифметика говорит нам о следующем. Для того, чтобы пособие до 1,5 лет уже не учитывалось при определении дохода, надо, чтобы прошло полтора года с момента окончания получения этого пособия. Полтора плюс полтора равно три. Именно три года исполнится малышу, когда мы получим право на пособие. Которое платится до трех лет... Как это назвать? Не думаю, что мы в этой ситуации одиноки.
Кто же тогда будет получать это сказочное пособие в размере 1 прожиточного минимума на ребенка до исполнения ему 3 лет? Правильно. Или те, у кого (у папы) совсем уж маленькая зарплата, или те, кто не получал нормальных "декретных", так как мама до этого или работала неофициально, или не работала вообще. Ну и, естественно, в очередь за пособием прежде всего выстроятся не самые благополучные слои населения (я говорю только о тех, кто находится в таком состоянии по своей вине, дабы не обидеть-не огорчить тех, кто попал в нищету только по воле судьбы).
А если семья - честные труженики, которые каждый на своем месте стараются приносить посильную пользу стране, и за это получают не большую, но позволяющую сводить концы с концами зарплату, то они ничего не получат.
Так кого же тогда мы поощряем такими порядками? Тех, кто работает, или тех, кто не работает? Ответ, думаю, очевиден.
Кстати, о тех, кто не работает. Не по своей воле, конечно. Посмотрим ч. 2.1 статьи 4 нашего закона № 418-ФЗ. Что она нам поёт? А вот что. При расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка не учитываются доходы членов семьи, признанных на день подачи заявления о назначении указанной выплаты безработными.
Казалось бы - благая весть для миллионов тружеников, потерявших работу. Ан нет. Посмотрим часть 2 ст. 3 Федерального закона от 24.04.2020 №125-ФЗ (те самые, о которых я упомянул выше, апрельские изменения). Так вот. Послабление для безработных, о котором написано выше, действует только до конца 2020 года. Продолжаем радоваться, товарищи?
Ну и еще один нюанс, который касается тех случаев, когда один из родителей малыша платит алименты на старших детей от более ранних браков. Алименты формально вычитаются из доходов плательщика, и это было мне подтверждено письмом из профильного госоргана (закон 418 об этом дипломатично умалчивает). Но есть одно НО. Если алименты перечисляются добровольно, без приставов и вычетов по месту работы, а простыми переводами через банк, то доказать их оплату в целях вычесть из доходов невозможно. Я прошел через это лично. Если у кого-то есть противоположный опыт - я весь во внимании.
Хочется верить в то, что указанные выше нюансы - лишь недоработки законодателя. И они будут когда-нибудь исправлены, и справедливость восторжествует. Ибо смысл одного из весенних посылов президента выглядел так - "нуждаемость надо определять не по доходом прошлых периодов годовой и более давности, а уровнем доходов сейчас". И вот это я полагаю справедливым.
Написал об этом Президенту в преддверии прямой линии. А вдруг кто-нибудь да обратит внимание?
А вы что скажете, уважаемые господа и товарищи?