Найти тему
Ледяные боги

Ай да Саша Трусова - эволюция "русской ракеты"

Оглавление

Эволюция в широком смысле этого слова - это синоним развития, процессов изменения. Изменений, произошедших с Александрой Трусовой в последнее время, достаточно, один переход к другому тренеру чего стоит.

Но большое видится на расстоянии и сложно судить о профессиональном росте спортсмена за каких-то полгода (к Евгению Плющенко "русская ракета" перешла только в мае 2020 года).

Поэтому для сравнения хочу взять три последние короткие программы Саши. Это знаменитая "Убить Билла", с которой Трусова блистала в последний юниорский год, КП под разные части сюиты "Пер Гюнт" норвежского композитора Эдварда Грига и, наконец, лиричная "Appassionata" текущего года, где Саша примерила на себя образ Весны.

"Убить Билла" или "Kill Bill"

Почти божий одуванчик
Почти божий одуванчик

На спортсменке шикарное черное платье, его скромность обманчива, на спине вышит угрожающий красно-желтый дракон, обещающий настоящую феерию (предвосхищение бурерожденной матери драконов?).

Эмоционально программа "Убить Билла" делится на две части. Первая более лиричная, Трусова кружит по льду, внезапно почти из воздуха рождается двойной аксель. После тройного флипа настроение музыки меняется, мелодия становится опасной, предупреждающей. Трусова делает вращение и начинается настоящий драйв. Зал взрывается аплодисментами, приветствуя каскад из 3 лутца и 3 тулупа, а фигуристка кайфует от музыки, своей программы, даря запредельную энергетику залу.

Знаменитый кантилевер "русской ракеты" идеально вливается в программу, не ощущаясь чем-то чужеродным и притянутым за уши. И тут же элемент перетекает в финальное вращение.

Программа и для спортсменки, и для зрителя пролетает на одном дыхании. Нет ничего лишнего, все продумано до мелочей, отшлифовано до блеска.

Что по оценкам? Технику судьи оценивают в 41,15 балла, компоненты 31,34 балла. В сумме фигуристка набирает 72,49 (оценки взяты с ЮЧМ-2019 в Загребе).

"Пер Гюнт"

-3

В сезоне 2019-2020 Саше была поставлена новая короткая программа. На этот раз команда тренерского штаба "Хрустальный" остановилась на музыке из сюиты "Пер Гюнт" норвежского композитора Эдварда Грига.

Первая часть - нежная и певучая "Песня Сольвейг". По ходу мелодии идут яркие акценты, также в музыке помогают ориентироваться слова певицы. Благодаря этому движения фигуристки органично ложатся на музыкальную композицию. Спортсменка прыгает двойной аксель, тройной флип.

А после комбинированного вращения музыка трансформируется, на смену нежной "Песне Сольвейг" приходит композиция «В пещере горного короля", преображается и Саша. Из светлой Сольвейг она превращается в короля троллей. В черном платье фигуристка выпрыгивает как черт из табакерки и начинает свой устрашающий танец. Маршеобразная мелодия набирает обороты, зал подхватывает этот ритм аплодисментами. В дорожке же шагов начинается настоящая гонка, кто быстрее Саша или музыка? Последнее вращение и финальная поза...

Видно, что короткая программа для Саши - это всегда сочетание лирики и экспрессии. Под лирику показывают, как фигуристка прогрессирует в самом качестве катания, здесь же нарабатывается музыкальность рук. На быструю ритмичную музыку легче накладываются дорожки шагов и неподражаемый кантилевер "русской ракеты".

Эта программа в среднем набирает от 74,21 балла до 74,95 балла. Исключениями стали Чемпионат России, где выступление Трусовой оценили в 76,46 балла, а также Финал Гран-при, где Саша упала с тройного акселя и заработала всего с 71, 45 балла.

По сравнению с юниорским выступлением "русская ракета" прибавила в компонентах. Вместо 31 балла на международных соревнованиях ей ставят от 33,44 до 34,82 баллов.

Весна от Саши Трусовой?

-4

Последняя короткая программа "королевы квадов" ставилась уже в Академии Плющенко, куда спортсменка перешла весной этого года. 16-летняя Александра хотела полностью лирический образ. Ей пошли на встречу. Программу поставили под "Appassionata" в исполнении ирландско-норвежского дуэта Secret Garden. Хореографом выступил Сергей Розанов.

Обсуждать зеленое платье совсем не хочется, его уже оценили со всех сторон: раскритиковали, восхитились, снова отправили на свалку, продолжать эту тему не стоит.

У программы интересное начало, почему-то видится образ дриады, лесной нимфы. Сначала фигуристка замирает в образе дерева, руки-ветви подняты вверх, с началом музыки она оживает, начиная свой танец. Руки опускаются, легкое вращение на месте, скольжение вперед и назад. Повторюсь, очень красивое начало.

Потом спортсменка заходит на тройной аксель, и здесь происходит сбой. Музыка требует идеального исполнения каждого элемента, степаут, касание льда рукой, падение оставляют послевкусие разочарования. Умом понимаешь, что триксель нужен Саше как воздух, но ей нужен совершенный прыжок, а пока получается какой-то "недотриксель".

Затем Саша делает коронный кантилевер. И то, что органично смотрелось под динамичную музыку, в лиричной выглядит чужеродным и неуместным. Есть подозрение, что элемент специально поставили в начало, чтобы к концу зрители его забыли, как страшный сон...

Но вернемся к музыкальной композиции, в "Appassionata" нет ритма, скрипка плачет, рыдает, но подсказок Саше не дает. Поэтому иногда возникает ощущение, что музыка отдельно, фигуристка отдельно. Особенно резко это бросается в глаза на дорожке шагов. Движения не перетекают одно в другое, а грубо склеены и местами выглядят механически.

Переходим к оценкам. Саша трижды представляла программу. На втором этапе Кубка России по фигурному катанию она получила 40,81 балла за технику, 34,96 - за компоненты (в сумме - 75,77). Судьи четвертого этапа оказались чуть щедрее - 43,1 (техника), 34,32 (компоненты), итог - 77,42. Этап Гран-при - 36,69 (техника), 35,12 (компоненты), итог - 70,81 (минус балл за падение).

Вывод напрашивается сам собой, все цифры в открытых источниках. Если и появилось у Саши Трусовой улучшение скольжения и качества катания, то у судей это пока не нашло отражения. Исключением стал этап Гран-При. Такое ощущение, что компоненты замерли на уровне прошлого года. Или я не права?

Откровенный минус этого сезона в том, что мы имеем дело только с российскими соревнованиями. Международных стартов пока не было и не предвидится. Об объективности оценок судить очень сложно. Впереди Чемпионат России, возможно, что он добавит информации к размышлению.

Ставьте лайки, оставляйте комментарии. Если материал понравился, подписывайтесь на наш канал, вместе интереснее)))