Я посмотрел и прочитал довольно много интервью (или не интервью, а просто оправдательных текстов от первого лица) со священниками и мирянами, которые ушли из Церкви, а может быть, и вовсе перестали верить в Бога. Там очень много типологического — когда-нибудь об этом напишут тома психологи и религиоведы. Но меня цепляет вот что. Почти все они говорят: «В Церкви я не получил ответы на те вопросы, которые я задавал, которые волновали меня и стимулировали мой духовный поиск». Но я никогда не понимал, что они имеют в виду?
Например, если я вступаю в политическую партию, то «ответы» на мои политические вопросы содержатся в трудах основателей и теоретиков партии, в ее программе и уставе. А если я каких-то ответов не нахожу, то, видимо, изначально ставил перед собой какие-то другие цели и соответственно другие вопросы задавал. Если я задавался вопросом, как построить светлое будущее, где не будет частной собственности, то, наверно, я не стал бы вступать в либеральную партию, где эта частная собственность — священная корова. Мне было бы достаточно посмотреть на вывеску на партийном офисе, чтобы никогда в него не заходить.
Церковь тоже довольно прямо и довольно внятно говорит о том, для чего она создана. Это то место, где время соединяется с вечностью, где человек, тленное и недолго живущее существо, благодаря Вочеловечению становится нетленным и бессмертным. Церковь не обещает никому ни здоровья, ни счастья, ни достатка, ни семейного благополучия. Все это может прилагаться бонусом к вечному спасению по слову Христа (Мф. 6:33). Но может и не прилагаться, как мы знаем из Евангелия и житий святых.
Но если искать в Церкви то, чего она дать не обещала, скорее всего ищущий будет разочарован. Если искать в ней ответы на вопросы, связанные, например, с психологическим благополучием, результат будет такой же. «Он для того и пришел, — говорит Иоанн Златоуст, — чтобы разрушить древнее, и призвать нас к лучшему отечеству; потому Он все делает, чтобы удалить нас от излишеств и от пристрастия к земным вещам. Для того и о язычниках упомянул, сказав, что этого ищут язычники (Мф. 6:32), которые весь труд свой ограничивают настоящей жизнью, которые нимало не рассуждают о будущности и не думают о небесах. А для вас должно быть не это важно, но другое. Мы не для того ведь сотворены, чтобы есть, пить и одеваться, но чтобы угодить Богу и получить будущие блага».