Здравствуйте, уважаемые читатели!
Это вторая статья, посвящённая Ф. М. Достоевскому и тому, как его идеи повлияли на современное искусство, в данном случае, на кино. А если точнее, на психологические триллеры о раздвоении личности (ведь эта идея очень популярна, не так ли?). Есть в произведениях русского классика такая идея «двойничества», дробления личности на две противоположные составляющие, которая время от времени проскальзывает в его книгах. Прежде всего, в «Двойнике» и «Братьях Карамазовых», где один из героев книги, Иван Карамазов, в качестве галлюцинации ли, или под влиянием тревоги, видит чёрта – своего тёмного двойника. Чёрт олицетворяет мрачные, потаённые желания Ивана, которые он прячет от своей «хорошей» половины. В «Двойнике» главный герой Яков Петрович, стремящийся быть исключительно «хорошим», раздваивается на две противоположные личности – отрицательную и положительную. Посмотрим же, как эта идея Достоевского повлияла на «Бойцовский Клуб» Финчера, скандального «Американского психопата», и вообще, на современное кино в целом.
1. БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ / FIGHT CLUB (1999, реж. Дэвид Финчер)
Если в поисковике рядом ввести «Достоевский» и «Бойцовский клуб», то он выдаст множество вариантов, где люди, как и автор статьи, отметили параллели между Достоевским и «Бойцовским клубом». Ведь «Fight Club» - это самый известный фильм о раздвоении личности. Один комментатор точно подметил: - «Достоевский все-таки был пораньше «Бойцовского Клуба»». В Fight Club’e у нас есть измученный, безымянный клерк, уставший от бессмысленной работы, пустого существования, и поддельных ценностей, и есть бравый, бесстрашный анархист (Тайлер Дердан), готовый взорвать к чертям гнилое общество безликих обывателей. Самое интересное, что и тот, и другой – это две составляющие одного «Я», и неизвестно, существует ли Тайлер на самом деле, или он плод треснутого воображения главного героя; то же самое мы наблюдаем в «Двойнике» Достоевского.
2. АМЕРИКАНСКИЙ ПСИХОПАТ / AMERICAN PSYCHO (2000, реж. Мэри Хэррон)
Мэри Хэррон, режиссёр Американского Психопата в интервью призналась, что кое-что для своего триллера она взяла из «Преступления и Наказания» Достоевского, так что, в фильме есть несколько отсылок на Фёдора Михайловича, - топор Раскольникова, например. Но, а что же с раздвоением личности? Итак, у нас есть Патрик Бейтман - приличный, дружелюбный, успешный и вообще, приятный во всех отношениях человек. Но в этом «приятном человеке» живут мрачные фантазии о кровавом насилии... По ходу фильма Патрик приведёт свои «мечты» в действие. Только дело в том, что убийства в «Американском психопате» - это, в действительности, плод воображения главного героя, их не было вовсе. «Американский психопат» - это не только фильм о раздвоении личности, но и сатира на современное общество, в точности как у Достоевского в «Двойнике», где на фоне расстроенного воображения Якова Петровича обличаются грязные стороны социума.
Подводя итоги, можно сказать, что идея «двойника» Достоевского популярна сейчас как никогда. Особенно в среде психологических триллеров. Лучший французский хоррор «Кровавая Жатва» построен по той же схеме раздвоения личности, американский психологический триллер «Кто вы, Мистер Брукс» – это также фильм о двойнике, о взаимоотношениях отрицательной и положительной стороны одного человека, точно как в «Братьях Карамазовых» между Иваном Карамазовым и его тёмной составляющей, чёртом. Фильмы Дэвида Линча, особенно "Шоссе в Никуда" - это также триллеры, по которым "прошёлся" русский классик.