Найти тему
Киновед в штатском

Ножки, кровь и Красное яблоко: 7 приемов Тарантино, с которыми мастер не расстается

Оглавление

Просмотр фильмов Квентина Тарантино – отдельное киноманское удовольствие. Знаменитый своими нелинейными форматами повествования, особой эстетикой жестокости и уникальным визионерским стилем этот режиссер заставляет вглядываться в каждый кадр и, что характерно, постоянно находит в своих лентах что-то новое. Впрочем, свои шаблоны, или, если хотите, режиссерские приемы, у Квентина тоже имеются. Не то чтобы это плохо – даже наоборот, придает его работам особый шарм – но порой это слишком бросается в глаза. Киновед в штатском собрал для вас 7 самых отчетливых фирменных штрихов главного "омерзительного криминального" хулигана современного кино.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Кадр из багажника

Уж не знаю, какую травму Тарантино пережил в детстве или юности, но ему, кажется, неоднократно приходилось передвигаться не в салоне автомобиля, а в багажнике. Иначе откуда такая любовь к кадру, имитирующему взгляд снизу вверх? Такой операторский план демонстрирует доминирующую позицию тех, кто в кадре – будь то бандиты, взявшие в заложники полицейского в "Бешеных псах", или же солдаты, грозящие вырезать пленному нацисту свастику на лбу. Прием использовался Тарантино почти в каждой его работе за малым исключением – в "Доказательстве смерти" взгляд демонстрируется не из багажника, а из-под капота, а в "Однажды в Голливуде" такой сцены нет вовсе.

-3

Еда

Сценами с едой или походами в кафе и рестораны сегодня вряд ли кого-то можно удивить, но Тарантино сделал из этого банального рутинного мероприятия фирменную фишку – через еду он демонстрирует характеры персонажей. Вспомните открывающие сцены "Криминального чтива" и "Бешеных псов" – здесь казалось бы совершенно далекие от сюжета диалоги больше говорят о персонажах, чем последующая цепочка действий. Еда также может показывать внутренний мир героев – как торт и гнилые зубы Мистера Кэнди в "Джанго освобожденном". А может стать источником смертельного напряжения, как допросы Ланды в "Бесславных ублюдках". Тарантино превратил прием пищи в сосредоточие саспенса.

-4

Ступни

Одержимость Тарантино женскими ступнями – шутка, которая давно вышла за любые пределы разумного. Да, режиссер действительно частенько делает акцент на ноги, но мной это всегда воспринималось как симпатичное ничего не значащее увлечение, дань уважения женской красоте, если хотите. Затем к Тарантино начали приставать с расспросами, обвинять в сексизме, высмеивать, и очаровательные ножки стали обузой. Тем не менее, ступни по-прежнему занимают в фильмах Квентина важное место – в "Доказательстве смерти" сцена с ногами показывает хищническую натуру злодея, а в "Бесславных ублюдках" ножки становятся уликой.

-5

Ультранасилие

Самым противоречивым, но и привлекательным для существенной части аудитории элементом творчества Тарантино на протяжении всех этих лет остается ультранасилие, которым режиссер потчует публику в каждой своей картине. Несмотря на то, что кровища стала торговой маркой фильмов Квентина, в реальной жизни он насилия, конечно, не приемлет: "Нам для того и нужно кино, чтобы в нем выплескивать все темные тайны своих душ. За кадром же нужно оставаться цивилизованными здравыми людьми". Некоторые фильмы мастера особенно изобилуют кровью ("Бесславные ублюдки" и "Джанго освобожденный" борются за первое место), некоторые относительно спокойны ("Джеки Браун"), но без насилия не обходится нигде.

-6

Актерский ансамбль

Как и у многих других постановщиков, давно и успешно использующих одних и тех же актеров в своих новых проектах, у Тарантино тоже есть "любимчики". Некоторые имена так плотно привязаны к режиссеру, что при любом объявлении нового проекта Квентина их автоматически записывают в еще не утвержденный каст. Первым на ум приходит, конечно, блистательный Сэмюэл Л. Джексон, занятый в шести лентах Тарантино. Другими частыми гостями на съемочной площадке мастера являются Харви Кейтель, Майкл Мэдсен и Ума Турман. Можно биться об заклад – кто-то из них обязательно сыграет в новом фильме Квентина.

-7

Вымышленные бренды

Кто-то считает, что Тарантино намеренно не желает связываться с крупными корпорациями и даже ненамеренно рекламировать чей-то товар, кому-то кажется, что режиссер просто заигрался в "пасхалки", но выдуманные бренды действительно стали частью большой киновселенной этого режиссера. Сперва в "Бешеных псах" впервые была упомянута сеть общепита под названием Big Kahuna Burger, позже в кафе под этой вывеской разворачивались события "Криминального чтива". Другая часто используемая в кадре марка – сигареты Red Apple. Их можно увидеть в том же "Чтиве" и в "Однажды в Голливуде".

-8

Цитаты киноклассики

Тарантино никогда не скрывал ни от публики, ни от критиков, что его вдохновляют к творчеству картины прошлого. Впрочем, иногда такое вдохновение оказывалось причиной обвинения в плагиате – в "Бешеных псах", например, часть сюжета позаимствована из фильма 1952 года "Тайны Канзас-Сити", а клички-цвета взяты из "Захвата поезда Пэлем 1-2-3" 1974-го. Танец из "Криминального чтива" Тарантино якобы "стащил" у Годара, а целые куски из "Убить Билла" прибрал из гонконгской и японской классики. Может, и так, но разве это чем-то хуже бесконечных ремейков, которыми Голливуд уже откровенно достал? Скорее наоборот – Тарантино заново открывает хорошие старые фильмы для нового поколения.

-9

В финале отмечу и еще одну объединяющую деталь для всех картин Тарантино – существует весьма убедительная теория о том, что все фильмы режиссера являются составными частями одной большой киновселенной, в которой, впрочем, есть "реалистичная", а есть "кинематографическая" части. Это позволяет Квентину использовать в разных историях одних и тех же персонажей или родственников, что приводит поклонников в неописуемый восторг. И можно быть уверенными в том, что десятый фильм, которым Тарантино планирует поставить яркую точку в своей карьере режиссера дополнит эту киновселенную, а заодно использует что-то из вышеуказанных шаблонов и клише. Нам нужно будет их только разглядеть.

-10

Надеюсь, этот материал разжег в вас желание пересмотреть что-то из фильмов указанного режиссера – выбор он нам предоставил отличный: от вестерна до кунг-фу-боевика, от военной драмы до криминального триллера, от роад-муви до "фильма в фильме". Смотрите и обращайте внимание на детали – у Тарантино с ними связано много интересных идей и теорий.

-11

Однако, пусть это будет темами будущих материалов, а пока стоит переключиться на другие фильмы и сериалы, на новые и не очень, яркие и оставшиеся на периферии внимания. Киновед в штатском любит нетривиальные вещи и незатасканные темы, заглядывайте на канал – здесь и в телеграме – у нас всегда интересно. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, оставляйте чаевые в кафе, и...

-12

Увидимся в кино!