Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Нечудотворная "Троица"

Это продолжение истории Троицкого монастыря, созданного Сергием Радонежским. Полный список заметок на эту тему внизу статьи.

На рубеже XIX—XX веков русская иконопись как искусство была «открыта» представителями отечественной культуры, которые обнаружили, что по качеству это художественное направление не уступает лучшим мировым течениям. Иконы начали вынимать из окладов, которые закрывали их практически полностью (за исключением т. н. «лично́го письма» — лиц и рук), а также расчищать.

"Троица" Рублева в Третьяковской галерее
"Троица" Рублева в Третьяковской галерее

Возник интерес и к «Троице» из Лавры. Хотя, в отличие, например, от Владимирской или Казанской икон она не пользовалась колоссальным почитанием верующих, не совершала чудеса — не была «чудотворной», не мироточила и не стала источником большого числа списков, тем не менее, она пользовалась определенной репутацией — главным образом, благодаря тому, что полагали, что этот образ был тем самым, на который указывало постановление Стоглавого собора (1551 год), которое касалось иконографии Троицы и канонически необходимых деталей изображения, - поскольку ни о каких других заказанных Рублеву «Троицах» известно не было.

Важно упомянуть, что по причине упоминания в «Стоглаве» имя Рублева как иконописца (как бы его «канонизации» как художника) было весьма почитаемо среди верующих, и поэтому ему приписывались многие иконы. «Изучение „Троицы“ могло дать в руки историков искусства своего рода надежный эталон, сверяясь с которым можно было получить исчерпывающее представление о стиле и методах работы прославленного мастера. Вместе с тем, эти данные позволили бы проводить экспертизу других икон, которые приписывали Андрею Рублеву на основании легенды или расхожего мнения»

Икона Андрея Рублева. Известно, что на иконах святые держат в руках предметы, которые помогают их идентифицировать неграмотным верующим. Для древних святых - это орудия их пыток, для более поздних - нечто, их прославившее. Прп.Андрей держит в руках икону "Троицы"
Икона Андрея Рублева. Известно, что на иконах святые держат в руках предметы, которые помогают их идентифицировать неграмотным верующим. Для древних святых - это орудия их пыток, для более поздних - нечто, их прославившее. Прп.Андрей держит в руках икону "Троицы"

Когда в 1904 г. В. П. Гурьянов открыл авторский слой (как выяснилось при повторной реставрации в 1919 г., в некоторых местах он до него не дошёл), и сам реставратор, и очевидцы его открытия испытали настоящее потрясение. Вместо темных, «дымных» тонов темнооливкового вохрения ликов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы одежд, столь привычной глазу знатока древнерусской иконописи того времени, перед пораженными зрителями открылись яркие солнечные краски, прозрачные, поистине «райские» одежды ангелов, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы XIV, в особенности — первой половины XV века.

К сожалению, во время поновлений всех икон Троицкого собора в 1635 году икона «Троица» была варварски спемзована, и те утраты красочного слоя, которые мы имеем на сегодняшний день, — например, на одеждах ангелов и на фоне, — результат этого поновления.

Троица. Фрагмент. Обратите внимание на руку ангела, сложенную в двоеперстии
Троица. Фрагмент. Обратите внимание на руку ангела, сложенную в двоеперстии

Сняв слои поздней живописи, Гурьянов записал икону заново в соответствии со своими собственными представлениями о том, как должна выглядеть эта икона (реставраторы Серебряного века были ещё весьма архаичны). После этого икону вернули в иконостас. Там она достаточно быстро заново потемнела, и пришлось её раскрывать вновь. В 1918 году по инициативе и велось по заданию Комиссии по раскрытию древней живописи в России, куда входил в том числе И.Э.Грабарь, и Комиссии по охране памятников искусства Троице-Сергиевой лавры под руководством графа Юрия Олсуфьева начинается новая реставрация иконы. Дважды в год, весной и осенью, во время повышения влажности в Троицком соборе икона переносилась в так называемый Первый иконный запас, или палату. Подобные изменения температурно-влажностного режима не могли не сказаться на её состоянии.

Зал Рублева в Третьяковской галерее. Фото из открытых источников
Зал Рублева в Третьяковской галерее. Фото из открытых источников

Икона Андрея Рублева «Троица» поступила в собрание государственной Третьяковской галереи в 1929 году, и покидала его только в 1941 году во время эвакуации в Новосибирск, где экспонаты галереи размещались в здании Оперного театра. C 1997 года ежегодно на праздник Троицы икона («очень бережно, на руках» — по словам хранительницы) переносится в храм-музей при ГТГ, где ей обеспечен надлежащий музейный температурно-влажностный режим, где икона находится в специальной витрине.

Сначала Ельцин, а потом патриарх Алексий II просили вернуть ее РПЦ, но перемещение иконы в Лавру, ее пребывание в течение трех дней в микроклимате собора, среди свечей, ладана и верующих, а потом транспортировка обратно в ГТГ, по мнению музейных специалистов, может уничтожить её.

Полный список заметок о Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре здесь

Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, о Переславле-Залесском, о Звенигороде, Новом Иерусалиме и церковном расколе.