На днях в своих социальных сетях теннисист Роджер Федерер объявил о выпуске бейсболок со всемирно популярным логотипом из двух букв RF. Бейсболки выпускает спонсор спортсмена - компания Uniqlo. Старт продаж начинается сегодня 8 декабря 2020 года на сайте Uniqlo. Событие важное для самого теннисиста и для его поклонников. Федерер, который сам является брендом, в течение двух лет был лишен возможности использовать интеллектуальную собственность, тесно связанную с его именем.
История логотипа RF
Логотип в виде двух стилизованных букв, являющихся инициалами имени и фамилии известного швейцарского теннисиста, был создан в 2008 году спортивным гигантом, компанией Nike, которую с Роджером Федерером связывал контракт о спонсорстве еще с 1994 года. Логотип был зарегистрирован в качестве товарного знака в большинстве стран мира, в том числе в ЕС и США. Интересно, что логотип использовался и используется только в отношении спортивной активности Роджера Федерера, но правообладателем знака был не Федерер, а его спонсор -компания Nike.
За очень короткое время логотип приобрел мировую известность и стал одним из самых популярных и дорогих брендов в мире тенниса и спорта. Cогласно американскому журналу Forbes его стоимость оценена в 27 миллионов долларов.
Успех Nike, Роджера Федерера и логотипа RF продолжался до сентября 2018 года, когда стало известно о прекращении сотрудничества сторон, и спортсмен объявил своего нового спонсора - японскую компанию Uniqlo, сотрудничество с которой в течение 10 лет принесет Федереру 300 миллионов долларов.
Смена спонсора повлекла за собой вопрос - что же будет дальше с известным логотипом RF. С одной стороны, правообладателем и единственным пользователем товарного знака являлась компания Nike, но, с другой стороны, логотип тесно связан с личностью теннисиста и его спортивной карьерой. После расторжения соглашения о спонсорстве компания Nike вряд ли была заинтересована в дальнейшем использовании логотипа. Более того, использование инициалов спортсмена без связи с ним могло быть расценено как введение потребителей в заблуждение, что повлекло бы подачу возражения об аннулировании регистрации, по крайней мере, в соотвествии с законодательством ЕС. Сам спортсмен также не раз заявлял о том, что инициалы его и должны принадлежать ему.
Долгожданный переход исключительного права на логотип
После расторжения спонсорского соглашения компания Nike перестала использовать логотип, за исключением для спортивной обуви, в которой теннисист появляется во время соревнований, обязывает его это делать другой контракт с компанией Nike, заключенный именно в отношении спортивной обуви.
Почти два года прошло, прежде чем Nike и Роджер Федерер сумели договориться о дальнейшей судьбе логотипа, не прибегая к судебным тяжбам. В феврале 2020 года логотип RF был уступлен компанией Nike швейцарской компании Tenro AG, владельцем которой является Роджер Федерер. Детали сделки остались неизвестны.
Стоит отметить, что на этот раз Роджер Федерер был более внимателен с распоряжением своей интеллектуальной собственностью. Правообладателем товарного знака стал он сам, а не его спонсор - компания Uniqlo. Теперь сам спортсмен распоряжается правом на товарный знак и решает, как его использовать.
Первое решение Роджера Федерера стало известно несколько дней назад, когда в социальных сетях он объявил о совместном с Uniqlo выпуске бейсболок со своими знаменитыми инициалами. Видимо в ближайшем будущем популярные буквы появятся и на других товарах.