Найти тему
Лидеры кино

«Конференция». Драма Поминального вечера

Приз за лучшую режиссуру и лучшую работу актрисы (Наталья Павленкова) на Международном кинофестивале в Каире получил российский фильм «Конференция». Лента Ивана Твердовского удостоилась ранее премии за лучший сценарий на кинофестивале «Кинотавр» за возможности новым языком рассказать о событиях теракта 2002 года в Москве в Театральном зале ДК в Дубровниках.

Фото - у здания ДК в Дубровниках в день теракта
Фото - у здания ДК в Дубровниках в день теракта

Реэнактмент игровая реконструкция реальных исторических событий как бы изначально противостоит документальности, сближает кино с театром. Последнее заметно в фильме Твердовского: основная часть фильма – Поминальный вечер по сути просто рассказ заложников этого акта. После 17 лет им непросто по минутам восстанавливать события и вроде бы и зачем это надо, если все и так известно. Но здесь у Твердовского появляется прочная основа: после рассказов Филиппа Авдеева и Романа Шмакова, сидящие в зале актеры уже не могут просто играть. И Авдеев и Шмаков еще мальчиками были на сцене в тот вечер в мюзикле «Норд Ост» и стали заложниками теракта. Их рассказ полностью документальный.

                                  Авдеев и Шмаков вспоминают моменты теракта
Авдеев и Шмаков вспоминают моменты теракта

А вот вторая часть фильма – судьба монахини Натальи драматургически реконструирована из несколько историй реальных женщин.

Иван Твердовский: «Одна после трагедии ушла в монастырь. Две сбежали из театрального центра, выпрыгнув в окно. И еще одна потеряла сына — плохо себя почувствовала в начале первого акта и уехала домой, оставив в театре семью, а в начале второго акта произошел захват, сын погиб».

Раны постепенно заживают, но далеко не всех, тем более у главной героини фильма – монахини Натальи. Ей удалось спастись, а муж и двое детей остались в зале. Итог печальный – мальчик погиб, муж парализован и фактически навсегда отключен от реальной жизни, а дочь озлоблена и воюет с матерью.

Кадр из фильма "Конференция"
Кадр из фильма "Конференция"

Остается только удивляться как основная часть фильма – восстановление событий теракта заложниками – не отпускает, держит и даже потрясает. Ибо есть в ней моменты казалось бы непонятные: почему посторонняя женщина зашла в зал сама, по собственной воле и попыталась уговорить террористов пойти на уступки и была расстреляна? Почему Наталья, женщина, способная любить семью, трусливо спаслась, приговорив себя к мучениях совести на всю оставшуюся жизнь? Может просто мы копим в себе духовный заряд, и он срабатывает в самые тяжелые минуты жизни? Как у того мужчины, что рискуя жизнью, все – таки позвонил и сообщил о том, сколько террористов и заложников в зале и помог проведению операции по освобождению. Но ценой собственной жизни.

 Фильм Твердовского прорвался  на МКФ  в Венецию и в кинопрокат России. Это успех!
Фильм Твердовского прорвался на МКФ в Венецию и в кинопрокат России. Это успех!

И фильм «Конференция» - это поступок, в чем – то даже мужественный. Ведь не случайно столь важный для общества проект не получил государственной поддержки, хотя многие абсолютно пустые фильмы получают. Время идет, а до сих пор кому – то желательно, чтобы проблемное политическое кино не снималось. А по теракту в Дубровниках, наверно, никогда не утихнут споры по действиям спецназовцев…

Начальный эпизод с оформлением аренды зала для Поминального вечера, записывают его как конференция, тоже важен. Режиссер рассказывал, каким чудом ему удалось добиться разрешения на съемки в этом ДК. Зале, где до сих пор ощущается магия страха, правда только для тех, кто помнит о событиях теракта. Те, кто работает в этом ДК, в момент съемок фильма даже не знали о чем речь. Неужели, в конце концов все сузится до Великой Победы и парадов, которым не мешает даже пандемия?

-5

Только на первый взгляд все просто в фильме И. Твердовского. Не случайно критики разразились специальными терминами: сайт-специфик — то есть активное участие пространства в развитии драматургического действия, вербатим – документальный театр, партиципаторное искусство - подход в искусстве, который предполагает вовлеченность публики в процесс создания произведения или в процесс его представления; «искусство участия».

Зритель до поры до времени лишь догадывается о драме главной героини Натальи. Поэтому когда монахиня превращается в захватчика зала, выламывает доски из пола сцены, фильм неожиданно приобретает динамику.

А когда следует ее признание, оно вызывает шок не только у тех, кто сидит в зале. Страх сидит в нас и неизвестно когда он вдруг прорвется и заставит нас совершить чуждый душе поступок.

Владимир Жерехов