Найти тему
ART ВЗГЛЯД

Премьера псевдоисторического фэнтези со звездами. Интервью с автором аудиокниги "Вертиго"

Автор "Вертиго" Дима Медведев.
Автор "Вертиго" Дима Медведев.

Премьера нового литературного сериала «Вертиго» состоялась на интернет-площадках 28 ноября. Сегодня я беседую с автором «Вертиго» Димой Медведевым.

Фото из личного архива Димы Медведева специально для канала "ВЗГЛЯД".
Фото из личного архива Димы Медведева специально для канала "ВЗГЛЯД".

- ART ВЗГЛЯД: Дима, привет. Кому будет не только интересно, но и полезно послушать аудиокнигу, а также почитать текстовый варинт «Вертиго»?

- Дима Медведев: По моей задумке, главы аудиокниги непродолжительные по времени, до 30 минут каждая. Сделано это было с расчетом на то, что человек будет их слушать без ущерба для своего распорядка дня, например, во время поездки в метро с работы или прогулки на работу, и сможет за это время набраться новых приятных впечатлений, погрузиться в созданный мной мир.

- ART ВЗГЛЯД: Что такое «Вертиго», о чем это произведение, и в каком литературном жанре оно реализовано?

- Дима Медведев: «Вертиго» – это псевдоисторическое фэнтези. У меня была задумка совместить динамичную и непредсказуемую западную приключенческую литературу, полную интриг и неожиданных поворотов, с русской литературой, которая больше про чувства, про сентиментальность, про особую созерцательность. Также мне хотелось наполнить сюжет исконно русским фольклором, чтобы популяризировать нашу национальную культуру и фольклор. И думаю, что мне это отчасти удалось, потому что буквально на днях мне написали, что во Франции мою книгу уже начали переводить на французский язык, и скоро мы уже начнем делать профессиональный перевод.

Фото из личного архива Димы Медведева специально для канала "ВЗГЛЯД".
Фото из личного архива Димы Медведева специально для канала "ВЗГЛЯД".

Мою книгу иллюстрирует профессиональная французская художница родом из России Lou Chertier. Lou Chertier родом из Новосибирска, училась в парижской школе иллюстраторов, живет в Праге, рисует и выставляет свои работы по всему миру. Ее рисунки, связанные с моей книгой, — это отражение её эмоций после прослушивания каждой главы. Это то, как она видит мир «Вертиго» и его героев. Работы Lou Chertier представлены в этом интервью, а также в официальных пабликах «Вертиго» в социальных сетях:

https://vk.com/vertigo_book

https://www.instagram.com/vertigo_audiobook/

https://www.youtube.com/channel/UCPMOJc88a0orq8pNmWSw3cQ

Также моей целью было попытаться ответить в фантазийной форме на некоторые исторические несостыковки и вопросы, возникающие при изучении истории России, побудить русского человека обратиться к своим корням, понять глубинные жизненные процессы своего народа. К сожалению, у русского человека практически искоренилось восхищение и трепет перед своей национальной историей.

Иллюстрация Lou Chertier к главе 1 "Вертиго".
Иллюстрация Lou Chertier к главе 1 "Вертиго".

Я сидел и думал, почему возникла такая несправедливость — скандинавский фольклор с их эльфами, хоббитами и гоблинами уже давно стал массовой литературой, которая широко известна на весь мир, а про наш русский фольклор никто, по большому счету, ничего не знает, даже сами русские? Либо знают, но знание это весьма опосредованное. А на мой взгляд, русский фольклор ничем не хуже западного, и наши герои ничем не уступают тем же скандинавским, поэтому я захотел наполнить мир России 18 века особой культурной атмосферой, присущей северной Европе.

Иллюстрация Lou Chertier к главе 2 "Вертиго".
Иллюстрация Lou Chertier к главе 2 "Вертиго".

У меня была задача — сделать сказку-ложь с неким намеком. И если слушатель ухватится за эту тонюсенькую ниточку намека, то после прослушивания книги у него появится вполне резонный вопрос: «А что, если оно так все и было?» Потому что вся история, которую мы знаем по учебникам, является интерпретацией сохранившихся артефактов некими авторитетами. И было бы странным считать, что общепринятая история является единственно возможным вариантом развития событий трёхсотлетней давности.

Я пришёл к выводу, что мне ничего не мешает создать свою историю России, в которой будут присутствовать лешие, чудь белоглазая, кащеи и другие персонажи, знакомые нам из сказок. И причем они будут очень органично туда вписаны. Настолько органично, что ни у кого не возникнет сомнений в том, что так оно все и могло было бы быть. Таким образом, в моем историческом представлении о России периода 18 века спокойно сосуществуют и люди, и существа из русского фольклора. И в ходе прослушивания «Вертиго» мы постепенно и придем к пониманию того, как эти существа пропали, и остались жить только на страницах сказок и былин.

Иллюстрация Lou Chertier к главе 3 "Вертиго".
Иллюстрация Lou Chertier к главе 3 "Вертиго".

- ART ВЗГЛЯД: На каких исторических фактах базируется твой роман?

- Дима Медведев: В моей книге много реальных исторических персонажей. «Вертиго» базируется на условно подтвержденных исторических фактах и событиях. Для этого я очень-очень долго вникал в огромное количество книжек, сопоставлял все факты, рисовал себе схему происходящего, но мой пазл в итоге сложился немного по-другому. Я изучал не только исторические книжки, но и альтернативную публицистическую литературу. В итоге, на правах автора, я не совсем привычно интерпретировал всем известные исторические события. Я успел до волны коронавируса попутешествовать, и мне также хотелось поделиться с читателем в своей книге и этим личным опытом, облечь его в художественную форму. При всем этом, я не претендую на научность, «Вертиго» — это все-таки больше художественное произведение, чем историческое.

Например, мое повествование начинается с 1700 года. Именно в это время Петр I ввел новый календарь, и празднование новолетия в связи с этим отменил. С этого момента стартует некий новый этап развития общества, новый этап развития государства. Еще в это время проходит Земский собор, и его я интерпретировал иначе, чем историки. У меня это собор, на котором старейшины выбирают себе государя. То есть царь — это должность выборная. И Петр I, это тоже исторический факт, запретил Земские соборы. И по моей версии, этот запрет связан с желанием Петра Великого стать императором, и передавать власть не через круглый стол (находящийся в столице) на Земском соборе, а через престолонаследие по крови.

Часть исторических событий я немного передвинул по времени. Например, стрелецкий бунт. Ведь, согласно исторической хронике, он произошел в 1682 году. А по моей версии, это случилось гораздо позже, после узурпации власти Петром I и отмены Земских соборов. Таким образом общество отреагировало на узурпацию власти.

Иллюстрация Lou Chertier к главе 4 "Вертиго".
Иллюстрация Lou Chertier к главе 4 "Вертиго".

- ART ВЗГЛЯД: Какие звезды принимали участие в озвучке «Вертиго»?

- Дима Медведев: Озвучкой книги занимались известные и не очень люди, которые имеют отношение к кино, театру и музыке. Из известных людей это музыканты Найк Борзов, Костя Бекрев, Антон Нуйкин и Влад Давыдов, из актеров — Игорь Пехович, Андрей Анкудинов, Родион Толоконников, Александр Морозов, Стас Эрдлей, Илья Лисицын, Павел Кузьмин, Анастасия Слепченко, Владимир Дербенцев, шоумен Слава Усов, режиссер и оператор Саша Кузаков, и многие другие.

Я сам тоже озвучил пару второстепенных персонажей. Также мой голос звучит в оглавлении каждой главы «Вертиго».

- ART ВЗГЛЯД: Каким творчеством ты еще занимаешься, помимо написания книг и организации их озвучки?

- Дима Медведев: Моя творческая деятельность связана с музыкой и литературой. Так же у меня пусть не очень значительный, но опыт работы режиссёром. Я выступил сценаристом и режиссером клипа на песню своей группы «Шарлотта Рококо» под названием «Хочется любви», а также снялся в этой музыкальной истории:

Также мы сняли клип совместно с Костей Бекревым, который долгое время играл на клавишах в «Агате Кристи», а сейчас работает с «The Matrixx» и Григорием Лепсом, который называется «Из космоса на голову»:

В настоящее время я познаю сакральные знания на Высших курсах сценаристов и режиссёров у маститых мастеров этого дела. Одна из моих учебных режиссерских работ в жанре хоррор-комедии называется «Ночь для майора»:

Объединение творчества с историей создает особый вид искусства – литературное моделирование.

Оно базируется на взгляде в прошлое, из которого важно извлечь полезные уроки.

И этот правильный взгляд позволяет сконструировать информационное пространство таким образом, чтобы оно заполнило пробелы в истории, памяти, культуре и традициях русского народа.