Загадочное слово, которое переводится на русский язык как «душа», уже несколько десятилетий подряд одурманивает ярых фанатов размеренных музыкальных жанров. Его величество soul стал неким фантомом скромных и теплых направлений в творчестве легендарных музыкантов. Загадка этого жанра кроется не только в его восприятии в современном мире, но и корнях, уходящих в далекое прошлое исторической картины США. Давайте разберемся, откуда же взялся тот самый «соул»...
Идентификации личности в звуках
С 1861 по 1865 год, на территории США велась ожесточенная Гражданская война в южных штатах. Представьте, на тот момент все еще существовало рабство: большая часть населения поддерживала агрессивное деление на «белых» и «черных». Потомки европейских переселенцев яростно отбивали свои территории и не позволяли талантливым чернокожим обретать жизненный успех. Было бы достаточно глупо отрицать, что рождение soul неразрывно связано со становление христианской религии и борьбой с расовой дискриминацией.
Отношение к Богу у афроамериканцев было несколько иным, чем у «белых» христиан. Ущемленная часть населения находила утешение в песнопениях госпел, сопровождавших церковные мессы, которые, к слову, проводили чернокожие проповедники. Религиозные гимны часто превращались в настоящий шаманский обряд. Вокалисты могли доходить до исступления, восхваляя Христа, а хор вторил им с не меньшим воодушевлением и экзальтацией. Напомню, что происходило все это в XVIII – XIX веках акапельно. Ведь традиционный орган «Хаммонда», изобретенный специально для госпел, тогда еще и в проекте не был.
Вы только задумайтесь, первые исполнители соула не были профессиональными музыкантами, не обучались вокалу и нотной грамоте. Они просто чувствовали музыку и делились своим душевным состоянием с прихожанами местных церквей. Только задумайтесь, как банальное умение постепенно превращалось в традицию, которая развивалась сама по себе, вне зависимости от остального музыкального мира. Тем более, в начале ХХ века начал набирать популярность джаз. Как и госпел вокалисты, джазмены никогда не записывали ноты, а исполняли произведения «по наитию». Поэтому импровизация стала главным отличительным признакам двух музыкальных жанров.
Кто же был первый?
Церковные песнопения ушли на второй план после появления грамзаписи, но до этого мир узнал о таланте одной из первых звезд soul - Эрнестины Андерсон. Она начала певческую карьеру в группе «Rhythm & Blues» на Западном побережье. Эрнестина пела низким и мягким голосом, подходящим для эмоционального репертуара нового типа. Музыканты хватались за стихи малоизвестных поэтов и создавали музыкальные шедевры. К примеру, Эрнестина Андерсон могла взять заурядную песню Дорис Дей и сделать из нее популярную музыку в стиле соул. Вы могли подумать, что эта чернокожая девушка всего лишь оказалась в нужном месте в нужное время. Возможно, оно так и есть. Как гласит биография певицы, Андерсон с трех лет подпевала великой блюзовой певице Бесси Смит, слушая ее записи. В 18 лет она уже выступала с Джонни Отисом, а в 1952 году начала работать с оркестром Лайонела Хэмптона. Разве похоже, что исполнители такого жанра, как soul, всего лишь любители, не имеющие профессионального бэкграунда?
И снова этот научный прогресс
Как бы банально это не звучало, но прогресс тех лет стремился вперед семимильными шагам. Только в конце 30-х появились первые инструменты на «электрической» тяге – электрогитары и орган Лоуренса Хаммонда. Среди технических прорывов того времени, появился немецкий рекордер, который колоссально упростил процесс записи. Развитие научного прогресса позволило афроамериканцам основывать собственные студии. Кстати, название некоторых на слуху и по сей день: Atlantic, Chess, Specialty, Modern. Тогда исполнители ХХ века и вспомнили о церковном госпеле и перепели всевозможные христианские молитвы. Это ли не чудо? Добавив инструменты и немного расширив вокальные данные, музыканты смогли «законсервировать» жанр. Так соул появился на всех пластинках, выпускаемых в США. Еще одна звезда «Rhythm&Blues», работавшая с «Atlantic Records» - знаменитая Лаверн Бейкер писала: "Госпел и блюз – это одно и то же, только блюз обращен к женщине, а госпел – к Богу".
Трудно сказать, кто был первым, а кто может быть последним в создании лирических хитов. Если верить многочисленным виниловым пластинкам того времени, преданным основоположником soul стал несравненный Рэй Чарльз. Коронный шепот музыканта перелистнул страницу привычного госпела и полностью отошел от религиозных явлений. Даже страшно представить, что происходило в момент записи знаменитой молитвы «My Jesus is All the World to Me» в голове Рэя Чарльза.
Музыкант был более светским человеком, чем множество его коллег. В устах Чарльза слова «Мой Иисус» больше не играли столь важное значение. Ведь слушатели обратили внимание на ритмику блюзового произведения, именуемого «соул». Так родилась всеми известная песня «I’ve Got a Woman», а с ней и целое музыкальное направление. Может, Рэй таким образом просто хотел воспеть одну из своих возлюбленных?
Рождение легенды
На дворе 1955 год. Скажем так, не всем музыкальным критикам, да и диванным любителям понравилось «нововведение» старины Рэя. Однако соул-исполнитель прекрасно знал, что невозможно угодить каждому слушателю. Поэтому он не собирался останавливаться на достигнутом. Еще один важный момент: желание получить нечто новое в существующем тогда музыкальном сонме уже витало не только в воздухе, но и в головах музыкантов! Чарльзу нужно было поспешить. Акт любви с музыкой из которого последовало рождение целого направления под названием – Soul состоялся в 1959 году с появлением сингла «What Would I Say». Он был мгновенно выпущен в свет и продан миллионным тиражом. Коллеги Рэя больше не могли отвергать существование давно забытого жанра. Тогда соул и вошел в мир музыки!
Кстати, в следующий раз, когда вы задумаетесь, достаточно ли вы сделали для достижения цели, перечитайте цитату скромного Рэя Чарльза: «Люди говорят мне: «Рэй, ты — гений, Рэй, ты — краеугольный камень, ты то и ты это». Это всегда приятно слышать, и я благодарен людям за то, что они так хорошо относятся к моей музыке, к тому, что я пытаюсь делать. Но в глубине своей души… я не обманываю себя. Я знаю, что никакой я не гений. Просто так вышло, что я умею неплохо делать много разных не столь уж значительных вещей».
Есть ли жизнь после ошеломляющего успеха?
Современное общество, так яро стремящееся к минимализму и простоте, даже не замечает, как собственноручно переносит соул в новое столетие. Можно бесконечно говорить, что жанр восстает из пепла благодаря новому поколению. И это будет абсолютной правдой. Со временем соул неизбежно менялся. Появились ответвления: модерн-соул, поп-соул, нео-соул. Но суть сохранялась та же. Объяснять ее непосвященному – все равно что рассказывать, что такое джаз или блюз. Однако, суть этого жанра легко угадать по одной лишь аранжировке, скрытой в любом обличии. Некоторые артисты XXI века уже стали международными звездами. Другим же только предстоит борьба за любовь массового слушателя. Если вы только планируете прикоснуться к миру ритмичного госпела, то вам стоило бы начать с непревзойденной классики:
Timmy Thomas – Why Can't We Live Together
Al Green – Love and Happiness
Ann Peebles – I Can't Stand the Rain
Возможно, вы хотите сразу перескочить на новый уровень и познакомиться с современными исполнителями. Тогда начать лучше с этого:
Michael Kiwanuka – Piano Joint
Childish Gambino – Redbone
Ledisi – Anything for You
Текст: Софья Габрилян
Фото: свободные источники