О необходимости иметь миграционную карту иностранному гражданину ЕАЭС на территории РФ.
Иногда возникают вопросы при постановке на миграционный учет иностранного гражданина участника ЕАЭС. Наличие дискуссий очевидно. Риск у принимающей стороны (например, гостиницы, хостела, иного средства размещения) иностранного гражданина без миграционной карты крайне высок. Нарушение приглашающей или принимающей стороной предусматривает значительные штрафы 400 000 – 500 000 руб.
ст. 18.9 КоАП РФ.
Есть практика, по которой проверяющие органы привлекают «нарушителей» миграционного учета к ответственности необоснованно. Конечно, в большинстве случаев такие постановления оспариваются. Но ведь для этого потребуется средства и время.
Федеральный закон о миграционном учете иностранных граждан.
Изменения в законодательстве о миграционном учете
Согласно последним поправкам Федерального закона 109-ФЗ миграционная карта для постановки иностранных граждан на учет не всегда обязательна.
2.Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания:
1) иностранный гражданин:
а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации);
Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ (редакции от 08.06.2020.) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
Миграционный учет граждан ЕАЭС
Следует учесть, что страны ЕАЭС подписали «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014)
Ст. 97, п. 8. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена по одному из действительных документов, допускающему проставление отметок органов пограничного контроля о пересечении государственной границы, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда, освобождаются от использования миграционной карты (карточки), если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.
Евразийский экономический союз – страны участники: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия
Тем самым, вышеуказанный пункт Договора распространяется на условия указанные в Федеральном законе 109-ФЗ.
Таким образом при въезде иностранного гражданина на территорию РФ из страны ЕАЭС миграционная карта не оформляется, если одновременно соблюдаются два условия:
- срок пребывания в РФ не превышает 30 суток с даты въезда;
- на документе, по которому иностранный гражданин въезжает на территорию РФ, есть возможность проставить отметки пограничного контроля.
Документы для миграционного учета
Постановлением Правительства РФ предусмотрено, что в уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать сведения. В перечень данных сведений входит серия и номер миграционной карты.
Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
Кроме того, Приказ МВД устанавливает форму уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Приказ МВД России от 30.07.2019 N 514
Согласно Приложение N 3 к Приказу, в форме уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, необходимо указать информацию о миграционной карте: серия и номер.
Наличием исключений указанных в Федеральном законодательстве, можно нивелировать риски при отсутствии при отсутствии миграционной карты. Поскольку действует верховенство закона. Но отсутствие изменений в Постановлении Правительства РФ и Приказе МВД, создает дополнительный риск. Т.к. могут возникнуть дополнительные обременения в виде возможного обжалования постановлений проверяющих органов (в случае вынесения штрафа за нарушение миграционного учета).
Запрос в МВД
Ответ на запрос в Главное управление по вопросам миграции МВД России по Москве, обнадеживающих сведений не предоставил:
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод. Наличие изменений в Федеральном законодательстве не является исключением для административных рисков.
Очевидно, что при привлечении за нарушения миграционного законодательства, по рассматриваемому вопросу, штраф будет обжалован в пользу «нарушителей». Но не все имеют возможно обжаловать подобные постановления проверяющих органов. Не у всех есть время на судебные споры, а многие попросту не знают тонкостей законодательства для подобного обжалования.
Как избежать риска
Советуем для исключения риска при постановке на миграционный учет иностранного гражданина ЕАЭС просить
-предоставить миграционную карту.
Гражданам стан участниц ЕАЭС, также лучше заранее позаботиться о своем пребывании на территории РФ. И иметь при себе миграционную карту. Ведь наличие брони и оплаты за гостиницу при отсутствии миграционной карты, может стать причиной спора при заселении.