Посвящается светлой памяти моего деда 1890 г рождения Гуляева Павла Александровича
Вспоминается вечер 4 апреля 1920г. Воскресенье. Вся улица Карла-Маркса была заполнена людьми, освобожденными партизанами от ига интервентов и белогвардейцев. Здесь, как будто по вызову, собрались освобожденные и освободители. Всюду слышалось искреннее слово «товарищ».
Красные банты, звезды и ленты красовались не только на партизанах, но на всех присутствующих от малого до старого. Раздавались революционные песни. Красовались лозунги: "Да здравствует Рабоче-Крестьянская Власть!»- Да Здравствует Ленин!»- Здесь встретились друзья, знакомые и незнакомые, находившиеся в долгой разлуке. Слезы радости, счастья, слезы обиды и ненависти текли у многих по впалым щекам. Всем хотелось говорить: Одним натерпевшимся от произвола интервентов, другим о победах, добытых в неравной борьбе.
В сторонах от тротуаров самообразовались митинги переходившие на доклады. Это был праздник радости и счастья. Никто из присутствующих здесь не подозревал, что через несколько часов опять вернется разгул нагайки и бесправия и, может быть, уже некоторые живут последние часы…
Наступление японцев на Хабаровск 5 апреля 1920г застало меня во вновь формировавшемся Советском Артполку. Расквартирован полк был между Саперной улицей и верхним рынком. Выше нас казарму занимали военморы, а рядом японцы. 4 апреля наша часть вместе с моряками ушла в гарнизонный караул на вокзал, оттуда уже никто не вернулся и я после этого никого не встречал, ни в партизанских отрядах, ни в частях НРА. Нас в полку свободных от нарядов в караул осталось человек-20 и моряков не больше. Ещё 4 апреля вечером в нашу казарму и казарму моряков заходили японцы и с притворным удовольствием, разрешали нашим товарищам прикалывать им на грудь красные бантики и звездочки, и улыбаясь, говорили: -"ИИ-Хоросо". Утром 5 апреля примерно часов в девять со стороны японцев по всему городу открылась стрельба из орудий, пулеметов и винтовок. Стреляли в основном по Штабу революционных войск и местам скопления народа.
Базарная площадь, с движущимся по ней народом, от нас была видна, как на ладони. После нескольких выстрелов площадь опустела. Когда дым рассеялся то повсюду были видны разноцветные кучки-это убитые и тяжело раненные.
Моментально наша казарма стала наполняться спасавшимися от смерти людьми. Среди них были старики, женщины и дети.Позже приползли тяжелораненные.
Японские пули стали чаще постукивать по кирпичным стенам нашей казармы и попадать в окна. Мы стали строить в казарме заграждение из казарменного инвентаря.
Вскоре к нам в казарму стали прибегать и ползти солдаты 1го Совполка, расположенного на Ленинской улице.
Позже перебежали к нам, выбитые из своей казармы, не ушедшие в караул моряки.
Первой жертвой от японской пули был моряк т.Портных В.П. стоявший на посту. А стоны, плач женщин и детей с каждым вновь раненным, всё усиливались и превращались в какой-то нечеловеческий вой. Нас набралось уже человек около 40. Это были в основном нестроевые. Раненных становилось всё больше.
Продержавшись до вечера и не дождавшись ни команды свыше, ни помощи и , на предложение сдаваться в плен, стали, кто мог, подсвист пуль стали уходить по Чердымовке к Амуру, потеряв в пути немало товарищей.
Сосредоточившись на Калининской улице, пошли к Арсеналу, надеясь соединится с рабочими, но Арсенал был уже занят японцами и навстречу нам бежали арсенальские рабочие, оставляя позади себя раненных и убитых, которые были позже похоронены на горе около арсенала.
Утром 6 апреля на рассвете перешли по льду на левый берег Амура и добравшись до Покровки, влились в партизанский отряд т.(Вредного?)
Позже, сформированные из партизан части НРА, образовав Лево-Амурский фронт очистили Хабаровск от всякой нечисти.
Подпись (Гуляев П.А.)
Хабаровск-16. ул.им.Невельского №7.
Записки 1963г.
* Арсенал-ныне "Дальдизель"