Найти тему
Вот это да!

Первые женщины-клоуны

Искусство клоунады существует тысячи лет. Сохранились изображения карликов-шутов на гробницах эпохи фараона Джедкара Исеси Пятой династии Египта, ок. 2500 лет до н.э. Придворные шуты выступали в Китае уже с 1818 года до н.э. В большинстве известных нам культур на разных этапах истории в том или ином виде существовали клоуны. Все зависит от того, какой смысл вкладывать в понятие "клоун". В Древнем Египте они, главным образом, исполняли роль акробатов и жонглеров. В Древней Греции - комические роли в постановках.

Древнегреческие клоуны. Фото с www.clownbluey.co.uk
Древнегреческие клоуны. Фото с www.clownbluey.co.uk

В средневековой Европе их целью было кривляться и шутить, поэтому там клоунами часто становились карлики и горбатые уродцы. Даже у древних ацтеков существовали свои "дураки", которые, как считалось, могут в некоторых случаях исцелять от болезней (не путать с шаманами).

Клоун из индейского племени Навахо, которого привезли в подарок Папе Римскому Клименту III. Фото с dailycos.com
Клоун из индейского племени Навахо, которого привезли в подарок Папе Римскому Клименту III. Фото с dailycos.com

Но почти все они были мужчинами. Долгое время считалось, что женщины не могут быть "смехотворцами"и им, за редкими исключениями, не доверяли подобные роли. Церковь вообще прямо осуждала женскую клоунаду, считая ее нескромной и позорной. Самое большее, что позволялось женщинам, - смеяться над шутками мужчин, но не самим рассказывать анекдоты.

Одной из первых женщин-клоунов в современном понимании этого слова, чье имя сохранилось в истории, стала Амелия Батлер. Она родилась примерно в 1840 году в Америке. Точная дата ее смерти неизвестна. Именно ей принадлежит создание узнаваемого женского клоунского образа, который на использовала во время гастролей цирка с шоу под названием "Большой американский цирк Дж.Никсона" и "Английский цирк мамонтов" Кэмпа. В то время появление клоунессы считалось проявлением женской эмансипации и было довольно смелым шагом. Сохранилась прижизненная фотография Амелии Батлер в полном клоунском снаряжении.

Фото с clownopedia.fandom.com
Фото с clownopedia.fandom.com

Примерно в то же время активной клоунадой занимались Элизабет Сильвестер, которая в 1835 году работала в цирке Пабло Франка в Англии, Ша-У-Као, выступавшая в цирке Мулен Руж в 1890-х, и мисс Лулу. На двух последних остановимся чуть подробнее.

Имя Ша-У-Као (или Ча-У-Као) не имеет ничего общего с Японией или Китаем. Это сценический псевдоним, который Жозефина Бейкер взяла из названия непристойного французского танца "chahut", напоминающего канкан, и слова "chaos" (шум, хаос). И действительно, ее энергичный, озорной, дикий образ будоражил и веселил французов почти три десятилетия. В то время женская клоунада представляла собой преимущественно забавный танец. До нас вряд ли дошло бы ее имя, если бы художник постимпрессионист Анри де Тулуз-Лотрек не увековечил эту женщину в серии своих картин. Она стала одной из его любимых моделей, несмотря на то, что выбрала традиционно мужскую профессию и открыто признавалась в своей нетрадиционной ориентации.

Мисс Лулу (Луиза Крэстон) родилась в 1900 в семье цирковых артистов. Она дебютировала на арене в 12 лет в качестве канатоходца и аробатки, а затем стала одной из самых известных клоунесс своего времени. Она была талантливой певицей, дизайнером и танцовщицей. Все это и помогало ей создавать незабываемые уникальные выступления. Она часто появлялась на арене с музыкальными инструментами (трубой, волынкой, бубенцами). А ее любимым номером был "Смейся, клоун, смейся".

Фото с www.sheffield.ac.uk
Фото с www.sheffield.ac.uk

Впоследствии было много других известных и выдающихся клоунесс в разных странах мира. Но эти первопроходцы заслуживают особого внимания, потому что они подготовили почву для современных артистов, бросили вызов предрассудкам и доказали, что женщины тоже могут быть смешными.