ТЕСТ КЕРНА – ИРАСЕКА
Цель
- это позволяет достаточно быстро определить уровень психомоторного развития ребенка (речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности). Особенности выполнения заданий теста позволяет выявить уровень волевой организации ребенка, так как ему придется делать мало привлекательную работу в течение необходимого на ее выполнение времени.
Когда ребенок воспроизводит письменные буквы и геометрические фигуры (а для детей дошкольного возраста это исключительно абстрактные формы),
Выясняется, достиг ли он по такого уровня психического развития, чтобы понять принцип задания "подражать образцу" и "усвоить образец". Кроме того, задание теста дают представление о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонкой двигательной координации, столь необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.
Описание
- Состоит из 3 заданий на выполнение каждого задания не ограничена. Не торопите
ребенка, пусть он покажет всё, на что способен.
Послушай
- Нарисуй какого - нибудь дядю. Так, как ты умеешь.
Никаких дополнительных уточнений делать не надо. – помощь или исправление ошибок не допустимо.
Оценка
- 1 балл - у нарисованной фигуры (мужчины) есть голова, туловище, конечности.
Голову соединяется с туловищем шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможно шляпа или шапка), уши.
На лице - глаза, но, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с 5 пальцами.
Должны присутствовать детали мужской одежды.
2 балла - выполнение всех требований, как при оценке 1 балл.
Возможно отсутствие 3 деталей - шея, волосы, 1 палец руки, - но не должна отсутствовать какая - либо часть лица.
3 балла - у фигуры на рисунке есть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы 2 линиями. Отсутствует шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.
4 балла - Примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена 1 линией.
5 баллов - отсутствует ясное Изображение туловища, рук и ног. Каракули.
Послушай
Посмотри, здесь что - то написано. Ты еще писать не умеешь.
Представь, что это рисунок и попробуй скопировать его как можно точнее.
(Напишите на тетрадном листе в линеечку слово Я САМ)
1 балл - срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в 2 раза и образуют 3 слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.
2 балла - предложения можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, стройность букв не обязательна.
3 балла - буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
4 балла - с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа букв хотя бы отдельно напоминает письмо.
5 баллов - каракули.
Послушай
- Здесь нарисованы точки. Попробуй сам точно так же нарисовать их на листочке.
1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружочки.
Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение возможно не более чем вдвое.
2 балла – Возможно незначительное нарушение симметрии: Одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.
3 балла - группа точек отдельно напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевёрнуто вверх или вниз вершиной. Возможно меньше или больше количество точек (от 7 до 20)
4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии недопустимы.
5 баллов – каракули.
Оценка
- Сумма результатов выполнения отдельных заданий является общим результатом исследования по этому тесту.
- Ребёнок получивший за выполнение всех заданий от 2 до 5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый, то есть готовый к школе.
- 6 – 7 баллов – средний уровень готовности к школе, так называемый «зреющий». В этом случае можно говорить о благоприятном прогнозе.
- 8 - баллов – уровень готовности к школе ниже среднего. Этот ребёнок нуждается в дополнительных занятиях.
- Ребёнок получивший 10 и более баллов, оценивается как незрелый по психомоторному развитию.