Публичное выступление должно проходить при помощи доклада. Но наброски от руки не подойдут. Доклад должен проходить строго по определенной структуре, и быть оформлен так, чтобы слушатели могли полностью понять тему во всех аспектах. Кроме того, в большинстве случаев доклад следует сдавать руководителю, который сможет оценить качество работы, и в подобном варианте наброски от руки точно не подойдут. Докладчик может немало сэкономить и свое время и проверяющего, если заранее позаботиться о том, чтобы доклад был грамотно и полно оформлен.
Какими рекомендациями ГОСТ следует пользоваться при оформлении доклада?
Рекомендации по ГОСТ считаются стандартными, и каждый доклад должен быть оформлен в соответствии с установленными правилами. Хотя на каждой кафедре или работе могут выставить уникальные и оригинальные условия, но они вряд ли будут сильно отличаться от стандартных вариантов. Перед началом оформления доклада, целесообразно узнать у руководителя, в какой форме должен быть оформлен доклад. Если четких распоряжений и условий нет, следует обратиться к рекомендациям ГОСТ.
Доклад должен состоять из нескольких частей, каждая из которых отвечает за необходимую задачу:
- Титульный лист рассказывает о теме доклада, и упоминает автора работы;
- Основная часть состоит непосредственно из доклада, куда входят все вопросы, которые раскрываются в ходе работы;
- Список использованной литературы должно содержать название работ и их авторов, на основании которых были сделаны выводы в работе.
Для каждого раздела доклада существует свой государственный стандарт, который регламентирует особенности оформления каждой части.
- Для оформления основной части доклада следует использовать ГОСТ 7.32-2001.
- Чтобы грамотно оформить титульный лист необходимо прибегнуть к ГОСТ 2.105-95.
- Список литературы следует оформлять в зависимости от государственного стандарта ГОСТ Р 7.0.5-2008.
При этом, автор доклада должен учитывать требования и правила, которые прописаны в Единой системой конструкторской документации. Если автор смог сделать работу в соответствии с указанными в ЕСКД положениями, доклад можно использовать не только для учебной цели. Рекомендации Единой системы конструкторской документации можно найти на доступных в сети интернет источниках.
Как грамотно оформлять титульный лист доклада?
Титульный лист необходимо включать в каждую работу, чтобы читатель или руководитель мог определить с первого взгляда тему работы, и автора, который сделал доклад. При этом, каждая информация должна располагаться в определенном месте. Подобное расположение поможет с легкостью получить доступ ко всей необходимой информации. Основные критерии местоположения, которые следует учитывать при оформлении ключевой информации на титульном листе доклада:
Официальное название организаций, на базе которого проводится работа по докладу, должно находиться в шапке профиля, которую необходимо поместить в самой верхней области листа. При этом, шапку следует поместить ровно по центру.
Тема доклада должна находиться в центральной части титульного листа. При этом, центр должен быть и с вертикальной стороны, и с горизонтального вида.
Информация об авторе и руководителе проекта должна быть расположена в нижней области страницы. При этом, фамилию, имя и отчество автора и руководителя следует поместить в правую область.
В работе так же необходимо указать город, в котором проводилась работа, и год создания. Подобную информацию необходимо разместить в центральной области в самой нижней части титульного листа.
Пример:
При оформлении титульного листа следует учитывать не только расположение текста, и основной информации о работе, но и следует брать во внимание несколько правил:
- Во время набора текста следует использовать строчное написание. Хотя для ввода названия можно использовать прописное написание.
- При классическом оформлении доклада следует использовать шрифт Times New Roman. При этом, следует использовать размер 14, а для названия доклада следует использовать 16-ый размер, чтобы выделить тему на фоне остальной информации.
- Титульный лист не должен быть пронумерован, но при этом, следует учитывать, что отсчет страниц уже начинается от титульного листа.
- Не следует выделять абзацы ручным вариантом, все может проходить автоматическим характером.
Если доклад занимает несколько страниц в содержании работы должно быть оглавление, в котором выражены основные части работы, и пронумерованы страницы, чтобы было просто необходимую часть. При этом существуют правила и для оформления содержания. При написании оглавления необходимо использовать шрифт Times New Roman, а размер может составлять 14. При этом, автор работы может выбирать написание от прописного и строчного по советам руководителя, или по собственным предпочтениям.
Как правильно оформлять основную часть доклада?
Основная часть работы отвечает за раскрытие темы. В основной части автор отвечает на поставленные вопросы при помощи использованных источников, и дополнительного материала, и делает самостоятельные выводы по использованному материалу. При этом, необходимо учитывать критерии, к которым следует прибегать во время оформления. Среди стандартных требований по оформлению доклада следует рассмотреть:
Основная часть доклада должна быть оформлена при помощи использования шрифта Times New Roman. При этом, размер следует выбрать 12 или 14. Если руководитель дал точные требования по оформлению, то выбрать размер следует в зависимости от указанных правил. Если нет строгих ограничений по поводу оформления, можно использовать любой подходящей из двух вариантов.
При оформлении основной части работы следует применять только строчный вариант написания, чтобы было проще ознакомиться с информацией, которая изложена в докладе.
Каждая новая мысль должна начинаться с нового абзаца. При этом, отступ каждого параграфа должно составлять 1,25.
Для грамотного оформления текста следует использовать полуторный интервал между каждой строчкой. Так же разрешено использование одинарного интервала. Тут зависит от удобства, доклад необходимо не просто сдать, но и читать для слушателей, поэтому текст должен быть разделен так, чтобы было удобно читать, и строчки не сливались между собой.
Основная часть должна состоять из нескольких глав, чтобы слушателю и читателю было понятно, о чем конкретно говорит докладчик. Подобный вариант разделения дает осмысление информации, и кроме того, помогает уловить причинно-следственную связь. При этом каждую главу необходимо назвать, чтобы дать понять читателю и слушателю, какой аспект будет раскрывать конкретный параграф. Название следует оформлять прописным вариантом, и после заглавие нет необходимости ставить знак препинания. Если это необходимо, можно выделить текст при помощи полужирного начертания.
После окончания оформления основной части доклада, следует проверить, что автор не допустил использование двойных пробелов, или лишних переносов в работе.
Как грамотно оформлять графическое предоставление информации?
В докладе автору часто приходится использовать графические дополнительные элементы, которые помогают точно раскрыть тему в компактном варианте. Но следует учитывать особенности оформления таблиц, и формул, чтобы читатель смог понять, о чем говорит автор без лишних проблем. Все должно быть понятно с первого взгляда.
Формулы следует оформлять на отдельно отведенной строчке после текста. При этом, формулы следует разместить в центральную часть страницы. Для того, чтобы просто оформить формулы, следует использовать специально разработанным редактор, и проводить процедуру нумерации при помощи арабских цифр.
Для каждой фотографии, изображения, иллюстрации, схемы или диаграммы необходимо дать точное название. Не нужно придумывать наименование в несколько строчек, которое описывает, почему в данной части работы использовалось именно это изображение. Читатель должен понять, какая информация предоставляется в графическом варианте без лишних слов. Название должно располагаться непосредственно под изображением.
В таблицы следует включать информацию в кратком варианте. При этом, не следует использовать крупный шрифт, чтобы все данные вошли. Достаточно 10, или максимально 12 шрифта.
Название таблицы следует пометить в верхней части таблицы.
При этом не следует забывать пронумеровать таблицы.
Пример:
Как правильно включать в работу список литературы?
Список литературы следует оформлять по конкретному порядку, чтобы полностью указать необходимые данные:
- Фамилия, имя и отчество автора.
- Полное название литературы, которое было использовано. Это может быть книга, научная работа, или проверенное издание СМИ.
- Издательство.
- Год и место издания, номер выпуска.
- Объем в страницах.
Литературный список следует пронумеровать. Произведения следует располагать в алфавитном порядке, чтобы облегчить поиск.
Различия между оформлением письменного и устного доклада.
Письменная работа должна быть представлено в более развернутом варианте. При этом, следует добавлять в доклад графическую информации.
Устный вариант следует делать в сжатой форме, поскольку доклад ограничен по времени. Графическую информацию следует вывести на общий экран.