Настало время поговорить о глубоком кризисе современной хирургии.
Мы теряем лучшие традиции проверенной временем отечественной хирургии, За которой - сотни тысяч вылеченных пациентов, миллионы благодарных родственников. А все почему? Потому что испокон веков хирургия - это то, что на кончиках пальцев врача.
И куда все это подевалось?
Теперь нас все чаще лечат машины.
Вот, например, операции на спине или, того хуже - на головном мозге! Теперь прямо во время операций используются высокоточные камеры, аппараты МРТ, КТ, роботы-помощники! И все чаще они заменяют руки хирурга! Из хирургии уходит тепло человеческих рук. Рентген, МРТ, КТ заменили пальпацию, прикосновение рук! И чем дальше, тем кризис хирургии усугубляется! Скоро вообще все операции нам будут делать роботы. Надо срочно остановить наступление технологий!
Примерно вот такая же логика сопровождает и критику современных технологий, поставленных на службу образованию. Они еще только начали входить в нашу жизнь, мы еще только учимся грамотно ими пользоваться, и они действительно начали понемногу менять технологии преподавания… И есть надежда, что они помогут победить "технологию говорящей головы", которая рассказывает детям: "как надо", и требует подробного пересказа услышанного, вместо того, чтобы мотивировать ребенка к самостоятельному поиску решений, развитию, вместо того, чтобы организовать не свою только, а прежде всего, совместную образовательную деятельность ребят на уроке. Но вот подменяют ли технологии содержание?
Разве в школе на смену лирике А.С. Пушкина пришли стихотворения, написанные компьютерными программами?
Или просто прослушивание выразительного чтения стихов практически каждому ребенку теперь доступно не только в исполнении любимой Марьванны, но еще и в прочтении В. Ланового?
Почему нас все время страшит все новое? Может быть, просто оттого, что наш мозг всегда стремится к гомеостазу, а все новое создает потенциальную опасность для выхода из этого динамического равновесия?
Ведь точно так же когда-то ужасались книгопечатанию, шариковым ручкам, калькуляторам…
Цифровые инструменты в образовании - это только инструменты. Да, они на многое способны повлиять. Они могут сделать обучение более интересным, насыщенным и эффективным.
Но никогда они не заменят учителя.
Человек - существо социальное. В нашей социальности, в умении коммуницировать, договариваться, делать что-то сообща, да даже просто весело проводить время в общении друг с другом - наша сила.
А инструменты - это только инструменты.
Давайте лучше подумаем: как и чем они могут нам помочь в достижении главной цели: раскрытие и развитие талантов каждого ребенка, воспитания в нем всего самого доброго и лучшего, его нацеленность на то, чтобы быть полезным и себе, и своей семье, и своим близким, и всему обществу.