Найти тему

Единый строительный госзаказчик получит всего около 3% рынка. Это провал?

Наш постоянный эксперт, исполнительный директор ООО «Центр сопровождения земельных отношений» Павел Мельников подготовил для нас очередное исследование ситуации на строительном рынке. Небольшой его фрагмент о перерасходах при строительстве мы уже публиковали вчера. Сегодняшняя выборка касается создания единого госзаказчика в строительстве, что должно теоретически помочь государству эффективно расходовать бюджетные средства.

Как отмечает в статье П.Мельников, в августе Минстрою РФ уже были переданы некоторые подведомственные учреждения Минспорта, Минздрава, Минобразования (РПРФ от 21.08.2020 №2153-р), выполнявшие функции государственного заказчика по проектированию и строительству объектов образования, спорта и медицины.

Идея здравая, однако ранее ФКУ «ФЦ по сопровождению инвестиционных программ», подведомственное Минстрою, было определено для осуществления проведения строительного контроля в процессе строительства в рамках ряда госпрограмм, связанных с обеспечением доступного и комфортного жилья (приказ Минстроя от 09.05.2019 №271/пр). Позже Постановлением Правительства РФ от 12.09.2020 №1413 перечень таких госпрограмм был расширен, в том числе за счет объектов по программе развития республики Крым и города Севастополя. Таким образом, в руках Минстроя на сегодняшний день оказались сосредоточены функции и технического заказчика, и строительного контроля, что, как представляется автору, может привести к снижению эффективности вложений бюджетных средств.

13.11.2020 Правительством в Государственную думу был внесен законопроект о создании публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» (подробнее – здесь). Согласно пояснительной записке к законопроекту, создание ППК Единый заказчик осуществляется в целях повышения эффективности государственных капитальных вложений. При этом деятельность планируемой к созданию компании не будет распространяться на вложения в объекты транспортной инфраструктуры, объекты безопасности, правопорядка и обороны. Объекты, их виды (категории), в которые осуществляются вложения, будут определяться Правительством РФ. До сих остается не решенным вопрос передачи полномочий от Министерства культуры по строительству, реставрации и реконструкции объектов культурного наследия, который вызвал бурную дискуссию в профессиональной среде.

Проектирование и строительство объектов транспортной инфраструктуры останется в рамках действующей системы управления, то есть будет и дальше контролироваться Минтрансом. При этом при последнем перераспределении полномочий между заместителями Председателя Правительства РФ координатором министерства транспорта, Росавиации, Росавтодора, Росжелдора, Росморречфлота, ГК Автодор, куратором комплексного плана модернизации и расширения транспортной инфраструктуры остался Андрей Белоусов. А профильный вице-премьер Марат Хуснуллин дополнительных полномочий не получил.

Здесь нужно отметить, что согласно анализу бюджетной отчетности по объектам незавершённого строительства (далее ОНС) на 01.01.2020 на федеральном уровне осуществляется строительство 3 859 объектов с общим объемом вложений в размере 929 516 млн рублей (см. таблицу). При этом на транспортный комплекс приходится 599 727,8 млн рублей, что составляет 64,5% общего объема вложения. На объекты образования, здравоохранения и спорта приходится 100 192,2 млн рублей, что составляет 10,77% общего объема вложений. Таким образом, потенциальный объем заказов Единого заказчика может составить порядка 100 млрд рублей.

Печальный итог

Подытоживая, можно отметить, что создание публично-правовой компании для осуществления госзаказа в сфере строительства с потенциальным объемом заказов в 100 млрд руб. при общем объеме ежегодного рынка строительства в 3 трлн руб. (без учета жилых объектов) недостаточно для кардинального изменения ситуации.

В настоящий момент институционально функции технического заказчика и функции строительного контроля сосредоточены в Министерстве строительства, что нарушает баланс интересов участников строительного процесса. Более того, законопроектом о «ППК Единый заказчик» предлагается функции строительного контроля оставить внутри корпорации. В случае реализации подобных предложений у непосредственных заказчиков (профильные ведомства) появится риск получить объекты капитального строительства ненадлежащего качества и с не предусмотренными характеристиками. Действующий же порядок и регламент Минстроя не содержит механизма решения конфликта интересов между непосредственными заказчиком, техническим заказчиком и строительным контролем. Возможно, имеет смысл рассмотреть возможность внешнего строительного контроля, который будет таковым как для единого заказчика, так и для самого Минстроя.

Полный текст статьи, где все объясняется на примерах сочинской олимпиады и трассы Москва-Санкт-Петербург, читайте в журнале "ГеоИнфо". ЧИТАТЬ.